В русском языке прижилось много иностранных терминов, их активно используют в разговорной, публичной и деловой речи. Еще несколько лет назад в словарях рядом со словом «коллаборация» стояли пометки «заимствование» и «устаревшее». Сейчас оно часто встречается в публикациях СМИ, официальных документах, проскальзывает в беседах молодых людей.
Рассказываем, что такое коллаборация в бизнесе, кто и для чего ее использует, зачем она нужна брендам.
В латинском языке есть слово laboro («трудиться», «работать») и производное от него — collaboro («сотрудничать», «работать совместно»). При этом слово «коллаборация» считается заимствованным из французского языка, в переводе с которого collaboration означает «сотрудничество», а collaborer — «сотрудничать».
Продолжительное время этот термин носил негативную окраску. Коллаборацией называли предательское сотрудничество с врагами, а под коллаборационизмом понималась государственная измена. Однако за счет того, что в переводе с английского слово collaboration (написание идентичное французскому) также означает сотрудничество, оно закрепилось в деловой речи.
Итак, коллаборация — совместная деятельность ведущих специалистов и компаний для достижения взаимовыгодных результатов.
Сферы, в которых реализуют этот формат взаимодействия:
Между людьми идет непрерывный обмен информацией, в мире наблюдается бум на совместное ведение масштабных проектов — от выпуска товаров до освоения космоса. Компании (коллабораторы) объединяются, чтобы эффективнее и быстрее решить конкретные задачи и получить большую выгоду благодаря слаженному взаимодействию.
Для чего брендам нужна коллаборация:
Коллтрекинг Calltouch помогает определять рекламные источники, с которых пользователи переходят и звонят с сайта. Подключите сервис, чтобы узнать, какие объявления приводят целевой трафик, а какие стоит отключить.
Коллаборации позволяют брендам и предпринимателям выйти за рамки привычных форматов. Однако, как мы уже говорили выше, это явление характерно не только для бизнеса.
Так, Сальвадор Дали создавал эксклюзивные обложки для американского модного журнала Vogue. Французский каталог гобеленов Jules Pansu получил права на изображение картин Пикассо на текстиле, а в содружестве с музеем-фондом Joan Miro Philips выпустил уникальные кресла на основе дизайна музейных экспонатов.
Итальянский дом моды Dolce & Gabbana шил костюмы Мадонне для тура The Girlie Show, затем американская певица стала его лицом и в рекламе одной из коллекций предстала в образе сицилийской домохозяйки.
Приверженцы ЗОЖ не могли не оценить совместный проект Nike и Apple, который называется Nike+iPod. В кроссовки встроен передатчик, который соединяется с подключенным к iPod (или к iPhone, кроме моделей 6 и 6 Plus) приемником Nike+Sportband. Он отслеживает темп тренировок, определяет скорость ходьбы и бега, подсчитывает потраченные калории.
Бренды объединяются на короткое время для решения конкретной задачи. У них должны быть примерно одинаковые целевые аудитории, что даст возможность каждому расширить круг своих поклонников. В качестве рабочих инструментов маркетологи используют контент-маркетинг, PR, масштабные промомероприятия, сотрудничество в соцсетях, блогах, СМИ.
Контент-коллаборации встречаются в двух вариантах:
Создание контента включает в себя:
Контентом можно обмениваться — компания рекомендует материалы своих партнеров, например оставляет кликабельные ссылки в описании под видео на YouTube.
Взаимные PR- и промоакции выгодны всем участникам проекта. Их совместное проведение ускоряет продвижение, уменьшает расходы на рекламу, помогает получить больше прибыли. Оптимально, когда объединяются компании, продукция которых дополняет друг друга, например косметическая компания с салоном красоты, кофейня с производителем кофе, бренд детской одежды с развивающими центрами для дошкольников.
Сотрудничество в соцсетях и на сайтах имеет следующие форматы:
Перепосты, взаимные лайки, комментарии. Это самый простой и доступный способ повысить популярность бренда.
Обмен контентом. На сайте компании делают раздел «Рекомендуемое» и в нем публикуют рекламные материалы партнеров. На YouTube для этого создают отдельный плейлист, а в соцсетях промопосты выкладывают прямо в ленте сообщества.
Взаимопиар — упоминание компании-партнера на сайте, в соцсетях, блоге, СМИ. Упоминать можно не только сам бренд, но и его продукт, историю, достижения, миссию. Такая реклама должна быть нативной, неявной — тогда она хорошо работает.
Создание профильных пабликов по пересекающимся темам. Например, бренд спортивной одежды и сеть тренажерных залов могут запустить сообщество, в котором будут рассказывать о здоровом образе жизни и делиться секретами успешных тренировок.
С помощью сквозной аналитики Calltouch вы повысите эффективность рекламных кампаний и оптимизируете маркетинговый бюджет. Объедините нужные данные с рекламных площадок и CRM в наглядные отчеты и контролируйте ключевые показатели в одном окне.
Чтобы сотрудничество принесло желаемые результаты, важно найти подходящих партнеров. Выбирайте компании и блогеров по следующим критериям:
Примерный план работ:
На последнем пункте остановимся подробнее.
Что такое инфотейнмент и как его использовать в маркетинге
Компании объединяются для выпуска нового продукта, если этот тандем позволит получить лучший результат. Эффективность коллаборации с брендами оптимально измерять при помощи инструментов маркетинга — отслеживать прирост трафика, увеличение количества лидов, заявок, продаж.
Используйте разнообразные метрики, проведите несколько анализов через равные промежутки времени после запуска продукта на рынок. Если один и тот же проект вы реализуете несколько раз с привлечением разных партнеров, определите, сотрудничество с каким из них было наиболее успешным.
Хочу получать интересные новости блога
21 февраля 2022
22 февраля 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных