Компании вкладывают много ресурсов в свой товарный знак. Важно придумать уникальное название, чтобы не нарушить закон и не потратить усилия по разработке и продвижению бренда впустую. Задачу упрощает проверка товарного знака на уникальность.
По ст. 1477 ГК РФ, товарный знак индивидуализирует компанию и ее предложение, а его регистрация дает исключительное право на бренд. Это значит, что использовать чужое обозначение — название, логотип, слоган — незаконно.
Представьте: вы создаете бренд, вкладываетесь в его продвижение, а нечестные конкуренты берут такое же или похожее название и переманивают клиентов. Или занимаются мошенничеством, а страдает ваша репутация. Чтобы избежать таких ситуаций, товарные знаки регистрируют.
Важно не только защищать свой бренд, но и внимательно относиться к чужим. Даже случайное использование названия и символики конкурента может привести вас в суд. Ответственность за нарушение прав на товарный знак:
Наказание зависит от размера ущерба, кратности нарушения и других обстоятельств.
Кто такой копирайтер и как его нанять в компанию
Выберите несколько названий бренда и следуйте алгоритму.
Определите ваш вид деятельности. Это можно сделать на сайте классификатора МКТУ. Если вы найдете похожий товарный знак с аналогичным кодом, вы не сможете его использовать.
Например, вы хотите открыть кофейню «Параллель». Если заведение общепита с таким названием уже зарегистрировано, то товарный знак занят. А машиностроительный завод «Параллель» занимается другим видом деятельности — можно взять такое же название для своей кофейни.
Проверьте название. Все товарные знаки внесены в базу Роспатента. Есть бесплатные сервисы с аналогичными данными, например Линкмарк или Onlinepatent. Проверяйте не только идентичные, но и похожие названия: вбивайте в поисковик каждое слово и его формы, используйте транслитерацию и паронимы.
Например, если вы выбрали название «Параллель», пробейте варианты «Parallel», «Parallell», «Параллели».
Проанализируйте результаты. Отберите товарные знаки с истекшим сроком действия и те, которые не пересекаются с вашим видом деятельности. Иногда ситуация неоднозначна: например, если зарегистрирована марка кофе «Parallel», суд может признать, что кофейня с аналогичным названием нарушает права производителя на бренд.
Проконсультируйтесь с юристом. Он проанализирует ваши варианты и чужие заявки на стадии рассмотрения — их нет в общедоступных базах. Юрист по интеллектуальным правам знает правила экспертизы Роспатента: он проверит ваше название и определит, есть ли основания для отказа в регистрации.
Для создания уникального бренда важно анализировать конкурентов, а для повышения продаж — своих клиентов. Речевая аналитика Calltouch мониторит звонки в компанию, автоматически определяет типы обращений и переводит разговоры в текст. Вы узнаете, какие вопросы задают клиенты и на каком этапе они отказываются от сделки. Информация поможет проработать продукт и улучшить скрипты продаж.
В таком случае лучше придумать другое название. Если это невозможно, обратитесь к патентным поверенным. Они доработают ваш товарный знак так, что у Роспатента не будет оснований для отказа:
Другой вариант — договориться с владельцем похожего бренда. В этом случае лучше привлечь юриста по интеллектуальной собственности: он запросит письмо-согласие на использование названия, поможет его получить и оформить. Этот вариант оптимален для компаний, которые работают в разных городах.
Обратите внимание на характеристики:
Обращайтесь к юристам, чтобы избежать проблем с регистрацией бренда.
Хочу получать интересные новости блога
20 апреля 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных