20 апреля 2023
Темы | Маркетинг
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Как проверить, свободно ли название бренда

20 апреля 2023
8 мин на чтение
5377
Как проверить, свободно ли название бренда
author__photo

Компании вкладывают много ресурсов в свой товарный знак. Важно придумать уникальное название, чтобы не нарушить закон и не потратить усилия по разработке и продвижению бренда впустую. Задачу упрощает проверка товарного знака на уникальность.

Зачем проверяют и регистрируют бренды

По ст. 1477 ГК РФ, товарный знак индивидуализирует компанию и ее предложение, а его регистрация дает исключительное право на бренд. Это значит, что использовать чужое обозначение — название, логотип, слоган — незаконно.

Представьте: вы создаете бренд, вкладываетесь в его продвижение, а нечестные конкуренты берут такое же или похожее название и переманивают клиентов. Или занимаются мошенничеством, а страдает ваша репутация. Чтобы избежать таких ситуаций, товарные знаки регистрируют.

Важно не только защищать свой бренд, но и внимательно относиться к чужим. Даже случайное использование названия и символики конкурента может привести вас в суд. Ответственность за нарушение прав на товарный знак:

  • административная — конфискация товаров и штраф в размере до пятикратной стоимости продукции (ст. 14.10 КоАП РФ);
  • гражданско-правовая — штраф до 5 млн рублей (ст. 1515 ГК РФ);
  • уголовная — взыскание до 1 млн рублей, принудительные работы до 5 лет или арест до 6 лет (ст. 180 УК РФ).

Наказание зависит от размера ущерба, кратности нарушения и других обстоятельств.

Как проверить свой товарный знак на уникальность

Выберите несколько названий бренда и следуйте алгоритму.

Определите ваш вид деятельности. Это можно сделать на сайте классификатора МКТУ. Если вы найдете похожий товарный знак с аналогичным кодом, вы не сможете его использовать. 

Например, вы хотите открыть кофейню «Параллель». Если заведение общепита с таким названием уже зарегистрировано, то товарный знак занят. А машиностроительный завод «Параллель» занимается другим видом деятельности — можно взять такое же название для своей кофейни.

Проверьте название. Все товарные знаки внесены в базу Роспатента. Есть бесплатные сервисы с аналогичными данными, например Линкмарк или Onlinepatent. Проверяйте не только идентичные, но и похожие названия: вбивайте в поисковик каждое слово и его формы, используйте транслитерацию и паронимы. 

Например, если вы выбрали название «Параллель», пробейте варианты «Parallel», «Parallell», «Параллели».

Проанализируйте результаты. Отберите товарные знаки с истекшим сроком действия и те, которые не пересекаются с вашим видом деятельности. Иногда ситуация неоднозначна: например, если зарегистрирована марка кофе «Parallel», суд может признать, что кофейня с аналогичным названием нарушает права производителя на бренд.

Проконсультируйтесь с юристом. Он проанализирует ваши варианты и чужие заявки на стадии рассмотрения — их нет в общедоступных базах. Юрист по интеллектуальным правам знает правила экспертизы Роспатента: он проверит ваше название и определит, есть ли основания для отказа в регистрации.

Для создания уникального бренда важно анализировать конкурентов, а для повышения продаж — своих клиентов. Речевая аналитика Calltouch мониторит звонки в компанию, автоматически определяет типы обращений и переводит разговоры в текст. Вы узнаете, какие вопросы задают клиенты и на каком этапе они отказываются от сделки. Информация поможет проработать продукт и улучшить скрипты продаж.

Предикт
Анализируй и сегментируй звонки легко и быстро
Текстовая расшифровка звонков и автотегирование
Подробнее

Что делать, если при проверке нашли похожий бренд

В таком случае лучше придумать другое название. Если это невозможно, обратитесь к патентным поверенным. Они доработают ваш товарный знак так, что у Роспатента не будет оснований для отказа:

  • придумают новый вариант названия, в котором будет отражена философия бренда;
  • исключат фонетическое созвучие;
  • изменят начертание так, чтобы название не нарушало чужих прав.

Другой вариант — договориться с владельцем похожего бренда. В этом случае лучше привлечь юриста по интеллектуальной собственности: он запросит письмо-согласие на использование названия, поможет его получить и оформить. Этот вариант оптимален для компаний, которые работают в разных городах.

Как выбрать название и не нарушить чужие права

Обратите внимание на характеристики:

  • Вид деятельности. Это правило мы обозначили выше: если названия полностью совпадают, но бренд не имеет отношения к вашей деятельности, рисков нет.
  • Сроки. По ст. 1491 ГК РФ, право на товарный знак подтверждают каждые 10 лет, но «просроченные» бренды не исчезают из реестров. Если правообладатель не продлил регистрацию, ликвидировал компанию или умер (в случае с ИП), вы можете аннулировать чужой знак.
  • Страна регистрации. Если вы планируете вести бизнес только в России, можно использовать заграничные товарные знаки. Однако известные в РФ названия иностранных брендов копировать запрещено.

Обращайтесь к юристам, чтобы избежать проблем с регистрацией бренда.

Коротко о главном

  • Компания регистрирует бренд, чтобы конкуренты не смогли торговать или оказывать услуги под таким же названием.
  • Перед регистрацией товарного знака проверьте, есть ли такой бренд в патентных базах. Юристы по интеллектуальным правам выясняют, подали ли еще заявки на выбранное название.
  • У предприятий, которые занимаются разными видами деятельности, могут быть одинаковые названия.
  • Если компания пользуется товарным знаком незаконно, у собственника изымают продукцию. Его штрафуют или арестовывают на срок до 6 лет.
Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить