Well done!
Триггерные сценарии прогреют вашу базу в майские со скидкой 50%
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2VtzqwjqwKX
24 апреля 2024
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Scrum — что за методология и как работает

24 апреля 2024
30 мин на чтение
407
Scrum — что за методология и как работает
author__photo

Методология Scrum — это набор инструментов и практик для гибкого управления проектами. Термин взят из игры в регби и обозначает «схватку», когда команда завладевает мячом и ведет его по полю. Scrum любят за то, что он позволяет закладывать в планы неопределенность и организовывать слаженную работу команды над нестандартными задачами.

Например, команда разрабатывает первое в мире приложение для полетов на аэротакси. Никто не знает точно, сколько времени это займет. А вдруг обнаружатся проблемы в задачах, которые кажутся простыми на первый взгляд? Или на приложение потратят несколько лет, а результат не подойдет заказчику? 

Просчитать все риски и заложить их в фиксированный план невозможно. Можно нарисовать диаграмму Ганта с четким разделением на этапы и сроки. Но глядя на нее, опытный менеджер сразу скажет, что в реальности все будет по-другому.

Методология Scrum сокращает разрыв между планами и реальностью. Инструменты Scrum позволяют гибко реагировать на изменения и двигать проект короткими итерациями, в рамках которых сразу создается ценность.

Scrum проще понять как игровую механику для RPG. Чтобы разобраться в правилах сложной игры, надо начать играть. Чтобы прочувствовать пульс Scrum, нужно попробовать его внедрить.

Эта статья для тех, кто уже знает, что такое проекты и как ими управлять. Если вы только начали путь руководителя, почитайте статью «Что такое управление проектами», чтобы разобраться в основах.

Эффективнее всего Scrum-методология в бизнесе работает с инструментами сквозной аналитики. Они помогают точно понять, где слабые места в работе над продуктом и как их можно улучшить.

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Как работает Scrum

Давайте разберемся с сущностями, которые участвуют в игре. Их 3 вида: 

  • 3 роли: 
    • владелец продукта;
    • Scrum-мастер;
    • разработчики;
  • 3 артефакта: 
    • бэклог продукта; 
    • бэклог спринта;
    • инкремент;
  • 5 событий:  
    • организация бэклога;
    • планирование спринта;
    • ежедневное собрание или стэндап;
    • обзор итогов;
    • ретроспектива.

Не пугайтесь множества новых слов. Сейчас расскажем о каждом термине подробно. Но сначала коротко о центральном понятии методологии Scrum — спринте.

Спринт

Это основная единица времени в Scrum — короткая итерация работы над продуктом. Спринт длится от недели до месяца.

Характеристики спринта: 

  • Фиксированная длительность. Если однажды утвердили, что спринт длится две недели, то вся работа на проекте будет идти в этом ритме. Это позволяет сохранять темп и ожидать результаты в конкретные сроки. 
  • Цель. В течение спринта создается результат, готовый к выпуску — релизу для пользователей или демонстрации заказчику. Команда берет на спринт только те задачи, выполнение которых приведет к текущей цели.

Роли

В Scrum–команде за участниками закрепляются роли, которые диктуют зоны ответственности. Лучше сразу разберем их на примере.

Допустим, мы собираем Scrum–команду, чтобы разработать приложение для заказа еды «Дома поешь». Первым делом выбираем владельца продукта.

Владелец продукта

Это капитан команды и мост между разработчиками, заинтересованными сторонами и клиентами. Он превращает потребности пользователей в список задач, решает, какие задачи самые важные, и говорит команде, что делать в первую очередь. 

Ответственность владельца — в том, чтобы сделать конечный продукт соответствующим потребностям рынка и пользователей.

В нашем проекте владелец:

  • Определяет конечную цель. «Дома поешь» должно выделяться на рынке как самое простое и быстрое приложение с качественным сервисом.
  • Составляет список задач. Владелец думает, что должно уметь приложение и какие задачи нужно для этого выполнить. Например, чтобы через приложение можно было заказать еду с быстрой доставкой, нужно сделать функцию геолокации — владелец заносит эту задачу в бэклог.
  • Общается с заинтересованными сторонами — пользователями и командой разработки. Владелец собирает отзывы, уточняет требования и передает их команде. 
  • Планирует релизы — определяет, какие функции включать в каждый релиз и когда эти релизы должны произойти.
  • Участвует в собраниях, чтобы убедиться, что команда движется в нужном направлении.
  • Принимает результаты работы. После каждого спринта владелец проверяет работу и решает, соответствует ли она требованиям. 
  • Верит в продукт. Владелец — это вдохновитель для команды. Именно его видение определяет формат работы.

Владелец продукта задает направление, куда движется команда. А координировать движение будет Scrum-мастер.

Scrum-мастер

Хранитель команды и ведущий игры. Он помогает участникам применять механики Scrum и заботится, чтобы у команды была комфортная и продуктивная рабочая среда.

В нашем примере с «Дома поешь» Scrum-мастер:

  • Обучает и поддерживает команду. Он помогает команде понять принципы методологии Scrum и обучает методикам эффективной работы — проводит семинары, как оценивать сложность задач или как лучше общаться внутри команды.
    • Убирает препятствия. Иногда команде мешает что-то неожиданное — задержки с доступом к ресурсам или технические трудности. Scrum-мастер общается с внешними участниками, чтобы убрать препятствия на пути команды.

 

  • Проводит Scrum-события — планирование спринта, ежедневные встречи, ретроспективы и демонстрации работы. 

 

  • Помогает владельцу продукта. Scrum-мастер не определяет содержание, но следит, чтобы бэклог продукта был актуален и организован, а команда понимала приоритеты задач. 

У нас есть подробная статья о том, кто такой Scrum-мастер, как он влияет на успех проекта и можно ли без него обойтись.

Владелец и Scrum-мастер играют роли капитана и ведущего. А непосредственно над продуктом работает команда разработчиков.

Разработчики

В методологии Scrum так называются не только программисты, а вообще все профессионалы, которые создают продукт — дизайнеры, редакторы, маркетологи и другие. Их задача — превратить требования и идеи владельца в конечный продукт в рамках спринтов.

Scrum–команда не иерархична. Разработчики не подчиняются владельцу или Scrum-мастеру — они работают в разных ролях над одной целью. Разработчики самоорганизуются, участвуют в планировании, сами контролируют качество своей работы.

В примере с «Дома поешь» разработчиками выступят:

  • Фронтендеры — сделают удобный пользовательский интерфейс.
  • Бэкендеры — напишут серверную часть, займутся обработкой заказов, взаимодействием с базой данных ресторанов и системой управления заказами.
  • Тестировщики — проверят приложение на наличие ошибок и багов.
  • Дизайнеры — создадут привлекательный и понятный дизайн. 

Артефакты

Артефакты в Scrum — это документы, которые помогают понимать, что уже сделано, над чем команда работает сейчас и что еще предстоит сделать. В методологии Scrum три основных артефакта:

  • Бэклог продукта — это список желаний. Здесь собраны все задачи, которые нужно выполнить по проекту. 
  • Бэклог спринта — это часть списка желаний, над которой команда решила работать в ближайший спринт. 
  • Инкремент — это результат работы команды за спринт, то есть все, что было сделано и готово к демонстрации.

На эти трех «константах» команда фокусируется во время работы. 

События

Их иногда еще называют ритуалами, потому что их смысл не только практический — они помогают поддерживать ценности и культуру Scrum. 

Организация бэклога

Это постоянный процесс, за который отвечает владелец продукта. Он включает:

  • Сбор требований от заинтересованных сторон — конечных пользователей, команды и других участников проекта.
  • Определение приоритетов. Приоритеты могут меняться с учетом целей продукта, обратной связи от пользователей и изменений на рынке.
  • Уточнение и разбиение больших задач на более мелкие, чтобы их было легче оценить и выполнить в рамках спринтов.
  • Планирование релизов — на основе организованного бэклога и приоритетов задач владелец определяет, какие функции включить в каждый релиз продукта.

Хотя организация бэклога происходит непрерывно, команда может проводить регулярные встречи по уточнению бэклога — рефайнменты. 

Планирование спринта

Общий сбор, чтобы определить цель спринта и выбрать задачи, которые будут выполняться в его рамках. 

Планирование включает:

  • Обзор бэклога продукта. Владелец продукта представляет команде самые приоритетные задачи из бэклога.
  • Выбор задач на спринт. Команда анализирует предложенные задачи, обсуждает сложность и выбирает те, которые успеет выполнить за спринт.
  • Разбивку задач на подзадачи. Если на планировании понимают, что задача слишком большая, ее декомпозируют, чтобы было легче оценить сроки. 
  • Оценку задач. Ключевой момент планирования, когда команда оценивает, сколько сил и времени уйдет на задачу. 

По итогу планирования каждый участник должен понимать, какие задачи можно выполнить за спринт и какой цели нужно достичь.

Стендап

Короткая ежедневная встреча, которая помогает команде оставаться на одной волне. Похоже на утренний совет воинов: кратко, по существу, чтобы каждый знал, что происходит и что предстоит сделать.

Особенности стендапа:

  • Проходит в одно и то же время, каждый день и не дольше 15 минут.
  • Чтобы встреча не затягивалась, участники обычно стоят. Отсюда и название — «стендап».
  • Каждый участник по очереди отвечает на три вопроса:
    • Что я сделал вчера, чтобы приблизить команду к цели спринта?
    • Что я собираюсь делать сегодня?
    • Что может мне помешать?
  • Сложные вопросы или проблемы, требующие детального обсуждения, откладываются до конца стендапа и обсуждаются отдельно с заинтересованными, чтобы не задерживать команду.
  • Важно, чтобы на стендапе присутствовали все члены участники, включая Scrum-мастера и владельца продукта. Однако основной акцент делается на работе разработчиков.

Стендапы — ключевой элемент Scrum. Они позволяют команде быстро адаптироваться к изменениям и эффективно справляться с возникающими препятствиями на пути к достижению цели спринта.

Обзор итогов спринта (ревью)

В конце каждого спринта команда показывает, что успела сделать и как продукт работает в реальных условиях. Приглашаются все заинтересованные, чтобы обсудить результаты, высказать мысли, идеи и предложения. Команда вместе с владельцем продукта обсуждает обратную связь и определяет, какие изменения или улучшения нужно внести в бэклог продукта.

Ретроспектива спринта

Душевный сбор после спринта, где все делятся впечатлениями. Обсуждают, что получилось хорошо, что могло быть лучше и какие уроки извлечь на будущее. Отличие от ревью в том, что на ревью оценивают итоги работы, а на ретроспективе — рабочий процесс.

После обсуждения команда выбирает несколько ключевых моментов, которые хочет улучшить в следующем спринте. Это может быть что угодно: от общения внутри команды до внедрения новых инструментов для работы. Затем команда обдумывает, как работать над выбранными направлениями. Какие конкретные шаги нужно предпринять? Кто за что будет отвечать?

По сути, ретроспектива — это шанс для команды вздохнуть, оглянуться назад, научиться чему-то новому и с новыми силами броситься в новый спринт.

Ценности и основные принципы работы по scrum

Ритуалы Scrum могут показаться формальностью. Но за сложной механикой стоят ценности, которые эти мероприятия помогают поддерживать. Вы можете обойтись без Scrum-мастера, не проводить ежедневные собрания и делать спринт продолжительностью два месяца, если понимаете, что так команда работает эффективнее. Но главное, чтобы участники команды разделяли ценности Scrum:

  • Приверженность. Каждый обязуется делать все возможное для достижения целей команды и проекта. 
  • Сфокусированность. Внимание каждого члена команды сосредоточено на задачах спринта и целях проекта. 
  • Открытость. Готовность делиться идеями, проблемами и обратной связью. 
  • Уважение. Мнение каждого участника ценится, а все члены команды относятся друг к другу с уважением, независимо от роли или опыта. 
  • Смелость. Готовность брать на себя риски, говорить о проблемах и делать трудные, но необходимые решения. 

Важно, что эти ценности не абстрактны. Команды Scrum отталкиваются от них в ежедневной работе. Они помогают создать среду, в которой команда не просто работает вместе, но и постоянно развивается, улучшая свои процессы.

С опорой на эти ценности сформированы столпы методологии Scrum — принципы, по которым строятся все процессы:

  • Прозрачность. Каждый готов делиться своей работой, сложностями и успехами. Команда не прячет проблемы, а выносит их на обсуждение. Это помогает понимать, перед какими вызовами стоят участники и как вместе их преодолеть.
  • Инспекция. Команда всегда следит, все ли идет по плану, и задает вопросы: «А правильно ли мы идём? Может, что-то нужно изменить?».
  • Адаптация. Если выясняется, что что-то идет не так, команда меняет подход — корректирует планы или внедряет новое в существующие процессы. 

Вместе эти три столпа помогают команде идти вперед и учиться на собственном опыте. Работа по Scrum — это как путешествие по морю, где нужно постоянно проверять компас, корректировать курс и подстраиваться под ветер, чтобы достичь цели.

Scrum построен на базе Agile. Что это за философия и как построить на ней управление проектами, читайте в статье.

Преимущества и недостатки Scrum

Scrum не универсален. Если использовать его к месту — это мощный инструмент, который помогает команде работать слаженно. Но лучше оценить риски прежде, чем внедрять подход.

ПлюсыМинусы
Гибкий и адаптивный.

Scrum позволяет команде легко адаптироваться к изменениям в требованиях проекта.

Сложно внедрить.

Компаниям с традиционным подходом сложно перейти на Scrum. Это потребует изменить корпоративную культуру.

Продуктивность на высоте. 

Регулярные спринты и ежедневные собрания помогают команде оставаться сфокусированной на задачах. Так работа идет быстрее.

Требует дисциплины.

Эффективность зависит от следования принципам и ритуалам Scrum-методологии. При этом каждый участник команды должен отвечать за качество работы.

Процессы прозрачны.

Все задачи и этапы работы видны всем членам команды. В итоге все участники глубоко понимают проект. 

Не подходит для больших команд.

Scrum лучше всего работает в небольших и средних командах. Управление несколькими Scrum–командами на больших проектах сложно координировать.

Непрерывная обратная связь.

Команда получает фидбек от заказчика на регулярных встречах и демонстрациях. Все новые требования учитываются.

Может привести к выгоранию.

Если участники не отслеживают свое состояние и не чувствуют, когда пора отдохнуть, то постоянный цикл спринтов и жесткие сроки могут истощить их ресурсы.

Для решения каких задач можно использовать Scrum

Scrum создавался, чтобы управлять разработкой программного обеспечения. Но со временем его принципы стали привлекательны для других областей. С 90-х годов методологию Scrum используют для исследования рынков, поиска новых технологических решений и поддержки продуктов.

Scrum полезен для задач, где важна быстрая реакция на обратную связь:

СфераПотребностьЗадачаРешение по Scrum
Продуктовый дизайн и разработкаВ сферах с высокой конкуренцией важно быстро прототипировать продукт, тестировать и вносить изменения.Создать прототип умных часов, которые измеряют уровень глюкозы в крови без использования игл. Организовать короткие итерации для разработки и тестирования датчиков и алгоритмов обработки данных.
Маркетинг и рекламаРекламные кампании нужно адаптировать в ответ на изменения рыночной ситуации или предпочтений целевой аудитории. Запустить онлайн-кампанию для продвижения новой серии фитнес-браслетов. Экспериментировать с контентом и рекламными платформами, анализировать эффективность в реальном времени и быстро перераспределять бюджет в пользу успешных каналов.
ИсследованияПланы исследований нужно корректировать по результатам экспериментов.Разработать пакеты для супермаркетов, которые разлагаются в течение месяца. В течение спринтов экспериментировать с различными материалами и технологиями. Планировать следующие спринты с учетом данных о разлагаемости и прочности пакетов.
СтартапыМолодым бизнесам нужно быстро реагировать на обратную связь рынка, чтобы найти свою нишу. Создать мобильное приложение для обмена книгами.В ходе спринтов разрабатываются отдельные функции: регистрация, поиск книг и обмен сообщениями. Планы изменяются с учетом отзывов первых пользователей и анализа их поведения.

Как внедрить Scrum-методологию управления проектами

Подготовка

  1. Погрузитесь в Scrum-методологию и прочувствуйте ее принципы и ценности. Почитайте книги, посмотрите онлайн-курсы, посетите семинары и сертификационные программы.
  2. Проведите тренинги для всех, кого планируете включить в команду. Обучение должно охватывать основы методологии Scrum, роли, артефакты и церемонии.

Формирование команды

  1. Выберите Scrum-мастера. Самое главное — чтобы человек хотел играть эту роль. Ему потребуются:
  • понимание и приверженность Scrum;
  • умение слушать, общаться и вести за собой;
  • способность решать конфликты;
  • опыт в области, к которой относится проект;
  • готовность учиться.
  1. Определите владельца продукта. Хорошо, если он будет обладать такими качествами:
  • глубокое понимание продукта и рынка;
  • способность принимать сложные решения;
  • коммуникативные навыки и лидерство;
  • ответственность и преданность проекту;
  • ориентация на пользователя;
  • готовность сотрудничать.
  1. Сформируйте команду разработчиков. Постарайтесь соблюсти рекомендации:
  • Оптимальный размер — от 3 до 9 человек. Это позволяет участникам тесно взаимодействовать между собой и избежать сложностей координации, связанных с большими командами.
  • Команда должна быть самодостаточной и способной сделать продукт от начала и до конца. Включите специалистов с различными навыками — разработчиков, тестировщиков, дизайнеров, аналитиков. 

Планирование и настройка

  1. Создайте бэклог продукта с перечнем всех известных требований и задач.
  2. Определите длительность спринтов — обычно от 1 до 4 недель. Не беспокойтесь, что длительность не подойдет: на стадии внедрения вы еще экспериментируете. Если на практике поймете, что не укладываетесь в сроки, вы сможете их поменять.

Внедрение и проведение спринтов

  1. Спланируйте первые спринты. В начале каждого спринта команда выбирает задачи из бэклога продукта, которые она сможет выполнить.
  2. Организуйте ежедневные стендапы. Проводите короткие ежедневные встречи, чтобы обсудить прогресс и любые препятствия.
  3. Реализуйте ревью спринта. В конце каждого спринта демонстрируйте достигнутые результаты заинтересованным сторонам.
  4. Проводите ретроспективы. Обсудите, что работало хорошо, что можно улучшить и планируйте изменения на следующий спринт.

Улучшение

  1. Адаптируйтесь и оптимизируйте. Внедрение Scrum — это итеративный процесс. Используйте ретроспективы, чтобы улучшать процессы.
  2. Будьте готовы к изменениям. Scrum требует открытости к изменениям и готовности адаптироваться. Важно поддерживать гибкость в управлении проектом.

Культура

  1. Поддерживайте Scrum-культуру. Поощряйте открытость, сотрудничество и уважение внутри команды.
  2. Вовлекайте заинтересованные стороны. Регулярно демонстрируйте прогресс и собирайте обратную связь от заинтересованных сторон, чтобы убедиться, что проект движется в правильном направлении.

Внедрение Scrum — это процесс, требующий времени, терпения и приверженности его принципам от всех участников. Помните, что ключ к успеху Scrum — это не строгое следование правилам, а понимание и применение его основных ценностей и принципов для создания продуктивной и адаптивной рабочей среды.

Чтобы организовать работу по Scrum в удаленных командах, используют Jira. В статье рассказываем, что это за программа и как ей пользоваться.

Чем scrum отличается от kanban

Методологии Scrum и Kanban имеют много общего, но существуют ключевые отличия:

Критерий     ScrumKanban   
Как работаетИтеративная разработка  — короткие гонки-спринты. Команда выбирает, какую работу может закончить во время этой гонки, и фокусируется только на этом.Непрерывная разработка — лента конвейера на фабрике. Задачи постоянно двигаются вперед, без фиксированных стартовых и конечных дат.
КомандаУ каждого своя роль. Например, водитель — владелец продукта, механик — Scrum-мастер. Все знают, чего от них ждут.Нет строго определенных ролей, все работают вместе, чтобы задачи продвигались по конвейеру как можно быстрее.  
ПланированиеПеред началом гонки команда планирует, какие задачи они выполнят.Задачи добавляются на конвейер по мере необходимости, и команда берет их в работу, когда освобождается.
ПрогрессКоманда регулярно собирается, чтобы обсудить, как идет гонка. При необходимости маршрут корректируют, но большие изменения вносятся только после гонки.Команда следит, чтобы на каждом этапе было не слишком много задач, чтобы избежать заторов и ускорить выполнение.
Подходит дляПроектов, где важно регулярно выпускать новые версии продукта и где можно четко спланировать работу на короткие периоды.Проектов с непредсказуемым потоком задач.

Заключение

Надеемся, эта статья помогла разобраться с основами методологии Scrum. Дадим несколько рекомендаций, чтобы внедрить и успешно применять методологию:

  • Посетите курсы и тренинги, чтобы глубже понять принципы Scrum. Это укрепит ваши знания и уверенность в применении методологии.
  • Начните с малого — внедрите Scrum в небольших проектах, чтобы набраться опыта.
  • Не бойтесь адаптировать элементы Scrum под потребности вашей команды и проекта. 
  • Проводите ретроспективы в конце каждого спринта, чтобы анализировать, что работало хорошо, а что можно улучшить.
  • Стройте культуру открытости, доверия и взаимоподдержки в команде.
  • Помните, что успех Scrum зависит не столько от слепого следования правилам, сколько от понимания целей, ценностей и принципов, лежащих в основе методологии. 

Еще больше знаний про диджитал, маркетинг и управление проектами — в юнитах Calltouch.

Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить