Поехали!
Скоринг клиентов от 5 000 рублей для космической конверсии
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2Vtzqwe74nB
20 апреля 2023
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Оборотный капитал: что это и как им управлять в бизнесе

20 апреля 2023
15 мин на чтение
3215
Оборотный капитал: что это и как им управлять в бизнесе
author__photo

Чтобы оценить текущее состояние бизнеса, необходимо точно знать объем оборотного капитала предприятия. Он состоит из разных компонентов, включая материальные запасы и дебиторскую задолженность. Однако его можно рассчитать по простой формуле с использованием данных, которые отражены в бухгалтерском балансе организации.

Рассказываем, что такое оборотный капитал, каким он должен быть и как правильно определить его размер, — с примерами и полезными рекомендациями.

Что такое оборотный капитал

Оборотный капитал — это разница между оборотными активами и выплатами по краткосрочным денежным обязательствам. Она позволяет объективно оценить текущее положение дел на предприятии — например выявить уровень закредитованности бизнеса. Также определение объема оборотного капитала помогает оценить целесообразность инвестиций — насколько устойчиво положение компании в данный момент.

В зависимости от того, что преобладает — оборотные активы или выплаты по краткосрочным обязательствам — капитал может быть положительным либо отрицательным.

Положительный свидетельствует о том, что у бизнеса нет проблем с ликвидностью — способностью рассчитаться с обязательствами в краткосрочной перспективе. Иначе говоря, размер активов, которые конвертируются в деньги, превышает объем обязательств, которые нужно погасить. 

При отрицательном капитале компании предстоит погасить объем обязательств, превосходящий активы, которые конвертируются в деньги в течение этого же периода. Это означает, что для погашения обязательств потребуется привлечь дополнительные заемные средства. В противном случае компания не сможет исполнить их в срок. 

Другая классификация оборотного капитала:

  • Постоянный. Это те активы, которые необходимы компании для ведения торговой или производственной деятельности. Если размер оборотных активов меньше постоянного (основного) значения, можно утверждать, что финансовая стабильность компании находится под угрозой.
  • Переменный. Это дополнительные оборотные активы, которые превышают объем постоянного капитала. Они присутствуют не всегда, а только в пиковые моменты деятельности: в периоды, когда предприятию требуется больше вложений.

Чтобы оценить эффективность вложений в маркетинг, подключите Коллтрекинг Calltouch. Этот технологичный сервис определит источники, с которых приходит больше всего звонков, и позволит узнать, какие рекламные площадки приводят клиентов, а какие пора отключить. Детальные наглядные отчеты доступны в личном кабинете.

Коллтрекинг
Отслеживайте источники звонков
с рекламы для ее оценки
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов. Слушайте звонки и улучшайте работу менеджеров.
Перейти

Компоненты оборотного капитала

Он состоит из двух основных компонентов. Первый — оборотные активы, которые в течение 12 месяцев так или иначе конвертируются в деньги. Второй — краткосрочные обязательства, которые предполагается погасить в рамках этого срока.

И текущие активы, и краткосрочные обязательства бизнеса делятся на разные группы. Рассмотрим их подробнее.

Оборотные активы

К ним относятся активы организации, предназначенные для использования в течение 12 месяцев. Исключение составляют компании, операционный цикл которых превышает 12 месяцев. В этом случае оборотными являются те активы, которые конвертируются в деньги до тех пор, пока длится операционный цикл.

Важно! Операционный (торговый, производственный) цикл — период от покупки сырья производителем до оплаты готового продукта ее клиентом. Простыми словами, это время, которое требуется бизнесу на производство и реализацию продукции. 

Оборотные активы любой компании состоят из запасов, дебиторской задолженности и других активов. Ниже — подробнее о каждой группе.

Запасы. Сырье, комплектующие и другое имущество, которое было приобретено или произведено для дальнейшего создания активов (например, изготовления товаров для продажи) — важная часть оборотных ресурсов. Она также называется материальными запасами. В эту группу также входят товары, которые произвели ранее, но еще не успели продать.

Дебиторская задолженность. К этой категории оборотных ресурсов относятся долги третьих лиц, по которым компания является кредитором. Один из частых примеров, встречающихся на практике, — задолженность при постоплате. Допустим, компания передала товар дистрибьютору, но тот еще не заплатил. Это дебиторский долг, который входит в состав оборотных активов.

Деньги и краткосрочные финансовые вложения. Главное отличие этой группы ресурсов — высокая ликвидность. Это означает, что их можно быстро конвертировать в деньги, чтобы рассчитаться по краткосрочным обязательствам. К финансовым вложениям можно отнести проценты, которые организация начисляет в роли кредитора, а также ценные бумаги и другие инструменты при условии, что срок их действия не превышает 12 месяцев.

Прочие оборотные активы. Все остальные ресурсы, которые не были перечислены выше, но конвертируются в деньги в течение 12 месяцев, тоже относятся к оборотным. Вот несколько примеров таких ресурсов: 

  • возмещение имущественного вреда, причиненного компании;
  • суммы НДС, начисленные при отгрузке продукции;
  • имущество, которое планируется реализовать.

Краткосрочные обязательства

Наряду с вышеперечисленными ресурсами в состав оборотного капитала входят краткосрочные обязательства (займы, страховые взносы, другие платежи) — те, которые бизнесу необходимо погасить в течение года или операционного цикла, если он составляет больше 12 месяцев.

Как и текущие ресурсы, направленные на обеспечение торгового или производственного цикла, краткосрочные обязательства бизнеса состоят из разных компонентов. Перечислим их.

Кредиторская задолженность. Обязательства перед контрагентами, которые будут удовлетворены за счет текущих ресурсов, относятся к краткосрочному долгу. Например, компания получила сырье и комплектующие от поставщиков, но по договору оплата предусмотрена только после реализации произведенных товаров.

Финансовый долг. Все обязательства по оформленным кредитам и выпущенным ценным бумагам образуют финансовый долг предприятия. Он состоит из двух больших частей — краткосрочной и долгосрочной. В первом случае речь идет о тех платежах и процентах по займам, которые предстоит внести за 12 месяцев, — они и формируют краткосрочное обременение.

Другие краткосрочные обязательства. Остальные обязательства фирмы, по которым необходимо рассчитаться в течение года, можно отнести к отдельной группе. Несколько примеров: 

  • налоги и страховые взносы;
  • возвращаемые депозиты;
  • штрафы, взыскиваемые с предприятия;
  • зарплаты и премии сотрудников;
  • начисление акционерам дивидендов;
  • другие предстоящие платежи.

Как посчитать оборотный капитал

Чтобы отслеживать финансовую устойчивость бизнеса, применяйте формулу оборотного капитала:

ОК = ОА – КО, где:

  • ОК — оборотный капитал,
  • ОА — оборотные (текущие) активы,
  • КО — краткосрочные обязательства.

Всю информацию, необходимую для расчета, можно взять в бухгалтерском балансе фирмы.

Для наглядности приведем пример использования формулы.

Иван — руководитель небольшого предприятия, которое занимается производством мягкой и корпусной мебели. Чтобы оценить размер текущих активов, которые останутся после удовлетворения краткосрочных обязательств перед поставщиками, сотрудниками и налоговой, он заглянул в бухгалтерский баланс фирмы, откуда взял следующие значения: 

  • «Итого оборотные активы» — 552 335 рублей;
  • Итого краткосрочные обязательства» — 217 542 рублей.

Затем Иван подставил их в формулу. Получилось: 552 335 рублей – 217 542 рублей = 334 793 руб.

Илья убедился в финансовом благополучии предприятия и на основе полученной суммы начал планировать расширение бизнеса в следующие 12 месяцев.

Определить, насколько грамотно выстроена стратегия развития компании, поможет Сквозная аналитика Calltouch. Система объединяет данные со всех рекламных площадок и из CRM в одном наглядном отчете. Инструмент можно легко интегрировать с другими сервисами — вы будете своевременно получать точные данные о новых клиентах, динамике прибыли, качестве работы маркетологов и менеджеров продаж. 

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Как управлять оборотным капиталом

В отличие от основного, оборотный капитал быстрее конвертируется в деньги, поэтому требует грамотного управления. Первое, что для этого необходимо, — определить кратко- и долгосрочные цели бизнеса. От этого будет зависеть стратегия управления как основными, так и оборотными активами.

Несколько принципов, о которых важно знать:

  • Только целевое использование. Оборотные ресурсы необходимо расходовать рационально и только на цели, определенные договорными и иными обязательствами фирмы — например на погашение кредитов, уплату налогов, начисление заработной платы и прочее.
  • Контроль над размером оборотных ресурсов. Важно, чтобы суммы активов было достаточно для бесперебойной и эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Регулярное и значительное превышение оборотных активов означает, что средства используются нерационально.
  • Обеспечение непрерывного операционного цикла. Показатель эффективного управления оборотным капиталом — всегда достаточное количество ресурсов для производственной и торговой деятельности, которое позволяет избежать простоя или задержек с поставками товаров.

Основной инструмент по управлению оборотным капиталом — финансовый план. Обычно его составляют на год, а затем конкретизируют. При этом управление оборотным капиталом осуществляют в полном соответствии с разработанным планом.

Риски бизнеса при недостатке и избытке оборотного капитала

Положительный оборотный капитал — это не всегда хорошо для бизнеса. А отрицательный — не всегда плохо. Все зависит от особенностей конкретного бизнеса.

Избыточный оборотный капитал указывает на то, что свободные средства используются неэффективно. Вместо того чтобы их инвестировать и получить дополнительную прибыль, либо направить на масштабирование бизнеса, эти ресурсы остаются невостребованными.

В то же время отрицательные показатели могут быть абсолютно нормальным явлением для бизнеса с коротким операционным циклом. Один из примеров — сеть продуктовых магазинов «Магнит». Если открыть баланс организации, то можно понять, что краткосрочные обязательства превышают активы.

Однако важно понимать, что если компания изготавливает штучную продукцию или продает премиальные товары и услуги, краткосрочные обязательства не должны превышать текущих ресурсов — это будет указывать на проблемы с финансовой устойчивостью предприятия.

Коротко о главном

  • Один из показателей финансовой устойчивости и благополучия бизнеса — оборотный капитал, который может быть положительным и отрицательным.
  • Оборотный капитал состоит из текущих ресурсов и краткосрочных обязательств, которые объединяет срок действия 12 месяцев. Исключение составляют компании с более продолжительным операционным циклом.
  • Текущие активы формируются из запасов, дебиторского долга и других ресурсов; краткосрочные обязательства — из займов и кредитов, зарплаты сотрудникам, прочих платежей.
  • Эффективное управление оборотным капиталом строится на нескольких прозрачных принципах, включая рациональное использование активов и контроль над размером текущих ресурсов.
Чем оборотный капитал отличается от оборотных активов?

Оборотные активы входят в постоянный оборотный капитал компании в том объеме, который важен для успешного и продуктивного ведения бизнеса.
В переменный оборотный капитал входят дополнительные активы, в которых компания испытывает острую потребность на пике деятельности. Их можно использовать как страховой взнос.

Что такое потребность в оборотном капитале?

Аббревиатура WCR расшифровывается как Working Capital Requirements, что в переводе с английского — «потребность в оборотном капитале». Этот показатель указывает на количество денежных ресурсов, которые потребуются компании для покрытия производственных затрат, исполнения долговых обязательств и погашения операционных расходов.

Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить