Любой бизнес требует вложений и начинает окупаться только спустя определенное время. Чтобы узнать, когда компания выйдет в ноль, используют расчет точки безубыточности. Он подсказывает, сколько продукции необходимо реализовать, чтобы окупить все вложения. Когда продажи пересекут эту черту, компания начнет генерировать прибыль. Рассказываем, как рассчитать точку безубыточности, и какие методы подойдут разным видам бизнеса.
Точка безубыточности — это возврат всех вложенных денег без получения прибыли, момент, когда доходы полностью перекрывают расходы. Если компания не достигает показателя, она работает себе в ущерб. Отметку называют также порогом рентабельности, точкой нулевой прибыли и английскими аббревиатурами BEP (break even point) и CVP (cost volume profit).
Есть разные способы расчета точки безубыточности. Вычислять ее можно вручную, с помощью графиков или таблиц, а в качестве данных использовать разные единицы измерения — деньги, килограммы или количество экземпляров. Все зависит от цели, для которой вы планируете использовать полученные результаты.
Что такое стили управления руководителя, как выбрать эффективный стиль руководства организацией
С помощью расчета изучают текущее положение компании и прогнозируют ее дальнейшее развитие. Это особенно полезно новым предприятиям и тем, кто пытается выйти из кризиса. Точку безубыточности определяют при изменении бизнес-стратегии или разработке франшизы, а также при переходе компании к другому владельцу.
Результаты расчета помогают:
Это далеко не полный список — цели у каждой компании отличаются.
Внутри предприятия расчет точки безубыточности обычно выполняют специалисты финансового отдела. Коммерческие и производственные директора используют результаты для поддержки оптимального объема производства, планирования и анализа продаж. Банки и инвесторы тоже изучают этот показатель, чтобы убедиться в платежеспособности и стабильной работе организации.
Определить точку безубыточности сможет любой сотрудник — формула простая, не содержит много переменных. Для расчета используют данные, которые тесно связаны между собой. Они наглядно демонстрируют положение компании, а если уровень продаж колеблется незначительно, то и точность вычислений будет высокой.
Однако при расчете всегда есть погрешности: учитывать все меняющиеся условия на рынке невозможно. Когда показатель считают на небольшом предприятии с нестабильными доходами, результат может быть неоднозначный. Он не поможет понять, как улучшить финансовое состояние.
Самые важные данные:
Отталкиваясь от особенностей бизнеса, применяют и другие показатели. Обычно учитывают 7 типов данных:
Известно несколько подходов к определению точки безубыточности. Если у компании целая линейка продукции, лучше вести подсчет в деньгах. Предприятиям, которые производят только один товар, подойдет вычисление в количестве продукции.
Формула поможет понять, сколько компании нужно заработать, чтобы покрыть все переменные и постоянные затраты. Подходит для предприятий с множеством разной продукции: определить точку безубыточности каждого типа товара в этом случае не получится.
Формула выглядит следующим образом:
\[ Точка безубыточности = \frac{Выручка\ *\ Постоянные\ расходы}{Выручка – Переменные\ расходы} \]
Иногда точку безубыточности в денежном выражении проще рассчитать через коэффициент маржинального дохода. Сначала нужно узнать сам коэффициент:
\[ Коэффицент\ МД = \frac{Маржинальный\ доход}{Выручка} \]
Затем — считать показатель. Формула выглядит так:
\[ Точка\ безубыточности = \frac{Постоянные\ расходы}{Коэффицент\ МД} \]
Если компания оказывает услуги, вместо единиц товара следует брать количество сделок. Все вычисления производят за один и тот же период.
С помощью этой формулы узнают, сколько единиц товара нужно продать, чтобы выйти в ноль. Сначала рассчитывают переменные расходы на единицу продукции:
\[ Переменные\ расходы\ за\ товар = \frac{Переменные\ расходы}{Объем\ продаж} \]
Если маржа неизвестна, ее тоже легко посчитать:
\[ Маржинальный\ доход\ =\ Цена\ реализации\ – Переменные\ расходы\ за\ товар \]
В итоге получится формула расчета точки безубыточности:
\[ Точка\ безубыточности = \frac{Постоянные\ расходы}{Маржинальный\ доход} \]
Вычисления простые, при наличии всех данных они занимают минимум времени.
Узнать точку безубыточности можно с помощью различных подходов. В основном это автоматические методы с наглядными результатами.
Необходимо найти все показатели и корректировать их в зависимости от изменений на предприятии. Учитывают колебания цены или объема реализованной продукции. При каждой корректировке расчет проводят заново. Обычно этим способом пользуются, когда совпадают несколько условий:
Математический метод не учитывает меняющиеся условия — постоянно его использовать накладно. Он больше подходит для быстрых одноразовых вычислений.
Это метод визуализации результатов. Красная линия обозначает уровень расходов, синяя — выручки, а зеленая — чистой прибыли. Точка безубыточности располагается на пересечении красной и синей прямых.
Для составления графика точки безубыточности потребуется:
Преимущество этого способа в том, что он отчетливо дает понять, как одни показатели влияют на другие.
Воспользуйтесь полуавтоматическим способом, чтобы не менять данные каждый раз. Для этого подойдут Excel или Таблицы Google. Заполните таблицу, настройте формулы, и при любой корректировке результаты будут меняться автоматически.
Для составления таблицы потребуется:
Когда значение в столбце чистой прибыли будет равно нулю, вы достигнете точки безубыточности.
Использование специализированных программ — наиболее удобный способ расчета точки безубыточности. Программа сама собирает данные и производит автоматические вычисления.
Среди самых популярных платформ — «1С:ERP Управление предприятием», «WA:Финансист». Они покажут постоянные и переменные расходы, определят себестоимость товаров и покажут точку безубыточности.
Выбирайте сервисы с широкими возможностями интеграции, чтобы собирать данные из разных вспомогательных систем. Например, Коллтрекинг Calltouch совместим с большим количеством ПО для управления рекламой. Он отслеживает звонки клиентов и связывает их с рекламными источниками. В простых и удобных отчетах программа выводит данные по доходам и расходам на продвижение. Вы всегда будете знать, приносит ли ваша рекламная стратегия прибыль, и сможете быстрее достигнуть точки безубыточности.
Заслуженный профессор Анатолий Данилович Шеремет предложил свой способ расчета. Здесь тоже потребуется найти все необходимые показатели, но оценивать придется минимальный уровень продаж, который позволит предприятию оставаться на плаву.
Преимущество способа в том, что он помогает найти возможности, которые расширят уровень финансовой безопасности.
Покажем вычисление на примере магазина, который продает отопительное оборудование. У него разные виды товаров, цена которых сильно отличается, поэтому расчет будет производиться в денежном выражении. Для него потребуются данные за месяц:
Воспользуемся формулой:
\[ Точка\ безубыточности = \frac{Выручка\ *\ Постоянные\ расходы}{Выручка\ -\ Переменные\ расходы} \]
Точка безубыточности = 450 000 * 150 000 / (450 000 – 290 000) = 421 875 рублей.
Теперь разберем пример расчета точки безубыточности в натуральном выражении. Допустим, предприятие выпускает средство для мытья посуды. Определяем исходные данные за месяц:
Для определения в этом примере точки безубыточности нужно постоянные расходы разделить на маржинальный доход.
Итог = 87 000 / (100-55) = 1 777.
То есть сейчас предприятие продает на 1 223 штуки больше, чем требуется для покрытия всех расходов.
Если подробно изучить график, можно увидеть, как одни показатели зависят от других.
Так как постоянные затраты не меняются, то и на графике зеленая линия — горизонтальная. Переменные затраты увеличиваются в зависимости от объема производства, а продажи прямо влияют на выручку. В месте пересечения выручки и переменных расходов и находится точка безубыточности.
График редко бывает линейным — показатели часто меняются в большую или меньшую сторону.
Результаты расчетов дают понять, в каком финансовом положении находится предприятие за выбранный период времени. Для этого нужно правильно интерпретировать показатели:
Если ваш бизнес уже давно на рынке, работайте над узнаваемостью бренда. Молодым компаниям стоит придерживаться определенного уровня постоянных расходов и не превышать его.
Любому бизнесу важно контролировать расходы на маркетинг и вкладываться в наиболее эффективные каналы продвижения. Воспользуйтесь Сквозной аналитикой Calltouch, чтобы собрать статистику по результатам рекламных кампаний: количество показов рекламы, лидов, сделок и прибыли. Сервис систематизирует показатели в виде воронки продаж и выведет данные на удобные дашборды. Это поможет вам без лишних усилий провести маркетинговый анализ и оптимизировать затраты на рекламу.
Проанализируйте показатели, чтобы понять, в каком состоянии находится компания сейчас и куда двигаться дальше.
Основные этапы анализа:
Каждый руководитель должен знать точку безубыточности и периодически рассчитывать ее, чтобы успевать за изменениями.
Хочу получать интересные новости блога
16 января 2023
15 января 2023
2 января 2023
6 февраля 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных