Маржинальность – это рентабельность товара. По этому показателю определяют, насколько прибыльно реализовывать продукцию. Рассказываем, как его рассчитать, чем отличается маржа от наценки, как продавать самые маржинальные товары.
С помощью сквозной аналитики, коллтрекинга и сервисов управления рекламой Calltouch вы определите эффективность рекламы и оптимизируете маркетинговый бюджет.
Маржа – это разница между стоимостью продаваемых товаров и их расходами на производство (доход организации после продажи товара или услуги). Ее считают по следующей формуле:
\( Маржа = Розничная\ цена – Переменные\ расходы. \)
Переменные расходы – это затраты компании на изготовление продукции. К ним относят закупку материалов и комплектующих частей для производства, оплату упаковки, хранения, логистики и прочее.
Рассчитаем маржу на примере книжного магазина с курьерской доставкой. Допустим, в апреле компания продала книги на сумму 90 000 рублей. Переменные расходы (себестоимость товара, упаковка, доставка) составили 40 000 рублей.
\( Маржа\ книжного\ магазина\ за\ апрель=90 000-40 000=50 000\ рублей \)
Выручка предприятия за май – 120 000 рублей. Переменные расходы увеличились до 60 000 рублей. Рассчитаем маржу:
\( Маржа\ книжного\ магазина\ за\ май=120 000-60 000=60 000\ рублей \)
Кажется, что компания работала успешнее в мае, но чтобы сделать точные выводы об эффективности магазина, необходимо рассчитать маржинальность. Ее формула:
\( Маржинальность=\frac{Маржа}{Выручка}\times100\% \)
Теперь рассчитаем коэффициент маржинальной прибыли книжного магазина за апрель и май:
\( Маржинальность\ книжного\ магазина\ за\ апрель=\frac{50 000\ рублей}{90 000\ рублей}\times100\%=55\% \)
\( Маржинальность\ книжного\ магазина\ за\ май=\frac{60 000\ рублей}{120 000\ рублей}\times100\%=50\% \)
Несмотря на то, что маржа за май была выше, более продуктивно компания работала в апреле.
Иногда организации работают с отрицательной маржинальностью. Обычно это происходит при ошибках на производстве (приходится внепланово докупать сырье) или во время проведения акций.
В последнем случае продают товары дешевле себестоимости. Однако у распродаж есть преимущества. Покупателей привлекают низкие цены, поэтому они могут купить продукт со скидкой и при этом обратить внимание на другие товары, которые продаются по полной стоимости.
Если маржа показывает способность компании принести прибыль (рентабельность), то наценка – добавленную стоимость продукта.
Приведем пример, чтобы лучше разобраться в определениях. Допустим, себестоимость продукта составляет 100 рублей. Из них 80 рублей – стоимость товара у поставщика, а 20 рублей – цена доставки.
Установим наценку на продукцию в 40%, то есть 40 рублей. Из этой суммы 20 рублей уйдут на повседневные расходы предприятия (например, на техническое обслуживание оборудования, логистику, выплаты заработной платы сотрудникам и так далее), оставшиеся 20 рублей – чистая прибыль фирмы.
Таким образом, розничная цена на товар составит 140 рублей. Теперь можно рассчитать рентабельность:
\( Маржа=140-100=40\ рублей \)
или
\( Маржинальность=\frac{40}{140}\times100\%=28\% \)
Маржа не может быть больше 100%, но наценка может составлять и 200, и 500%. Допустим, себестоимость гречки – 50 рублей. Однако в связи с тем, что потребители в пандемию начали активно скупать крупу, мы можем установить наценку в 150 рублей (300%). Это важно для того, чтобы люди не скупили весь товар и не создали искусственный дефицит. Тогда розничная стоимость товара составит 200 рублей. Рассчитаем маржу и маржинальность:
\( Маржа=200-50=150\ рублей \)
\( Маржинальность=\frac{150}{200}\times100\%=75\% \)
Получается, чем выше наценка, тем больше маржа.
Есть несколько видов товаров в зависимости от маржинальности:
Если вы решили заниматься реализацией высокомаржинальных товаров, обратите внимание, что есть риск получать прибыль нестабильно.
Например, если компания продает лодки, потребители будут покупать их летом, так как это сезонный товар. Поэтому имеет смысл разбавить ассортимент магазина средне- и низкомаржинальными товарами, например, удочками, поплавками, спецодеждой, эхолотами и прочим.
Рассмотрим прибыльные категории высокомаржинальных продуктов для продажи в интернете:
Продукты с высокой маржинальностью для продажи офлайн:
Приведем инструкцию по реализации высокомаржинальных продуктов:
Вы можете продавать товары в несколько раз выше себестоимости, однако такую цену необходимо подкрепить какой-либо особенностью, например, редкостью вещи (если товар – ручная работа в единственном экземпляре), брендом или слишком высоким спросом.
Коллтрекинг Calltouch позволяет отслеживать рекламные источники, с которых покупатели переходят на сайт организации. Вы сможете узнать, какие кампании приводят клиентов, отказаться от неэффективных площадок, а также оптимизировать маркетинговые расходы.
Не все покупатели готовы приобретать дорогостоящие высокомаржинальные товары, поэтому необходимо:
Как запустить прибыльный бизнес в Instagram*: основные шаги
Хочу получать интересные новости блога
11 марта 2022
2 марта 2022
1 марта 2022
1 апреля 2022
5 апреля 2022
7 апреля 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных