Если вы индивидуальный предприниматель и нанимаете сотрудников, вам нужно оформить их официально. Для разовой работы подойдет договор ГПХ, для постоянной — только трудовой договор. Нарушения при оформлении работника в ИП грозят предпринимателю штрафами, а в особых случаях — тюрьмой. Без согласования взаимных прав и обязанностей вы будете особенно уязвимы в конфликтных ситуациях.
Разберемся, как ИП принять сотрудника на работу и не нарушить закон.
Для начала составьте локальные акты: правила трудового распорядка, положение об оплате, штрафах и премировании, документ об обработке персональных данных. Если у вас микропредприятие, все эти положения можно прописать в трудовом договоре.
Раскроем этапы оформления работника.
Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны
В нем указывают кадровую структуру с должностями, информацию о сотрудниках и их зарплатах. В документе должны быть:
Для создания штатного расписания можно использовать унифицированный шаблон Т-3.
Если у вас есть колл-центр, автоматизируйте его работу. Например, добавьте на ваш сайт виджет Обратного звонка Calltouch. Клиент оставит свой номер, а программа передаст его вашим операторам для быстрой связи в удобное клиенту время. Вы увеличите конверсию сайта и не упустите ни одной заявки.
Запросите у работника документы:
Также могут потребоваться диплом об образовании, военный билет, медкнижка. Информацию из документов вы внесете в договор и личное дело сотрудника.
В договоре должны быть:
Вы также можете вписать дополнительную информацию, например дату окончания испытательного срока. Если на предприятии нет должностной инструкции, подробно опишите обязанности сотрудника.
Договор составляют в двух экземплярах. Его подписывают обе стороны не позднее трех дней с момента выхода сотрудника на работу.
Это необязательный документ, его можно не оформлять. Для тех, кто это все-таки делает, есть специальная форма — Т-1. На основании приказа вы внесете запись в трудовую книжку подчиненного и заведете его личную карточку.
Требования к заполнению бумажной трудовой книжки:
Вам понадобится журнал учета трудовых книжек — купите его в магазине канцтоваров и заполните.
На остальных сотрудников достаточно подать сведения в Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-ТД. Отчет формируют на каждого работника при любых кадровых изменениях: трудоустройстве, увольнении, смене должности. Сведения в Пенсионный фонд подают не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда был издан соответствующий приказ.
В карточку по форме Т-2 вносят сведения о сотруднике:
Сотрудник подписывает распечатанную карточку и передает ее на хранение работодателю.
Зарегистрируйтесь в Фонде социального страхования через Госуслуги, лично или перешлите документы почтой. Для этого:
Для найма временных работников предусмотрен срочный договор — его оформляют на период до 5 лет. В документе обязательно указывают причину ограниченного срока работы. Ей может быть декретный отпуск постоянного сотрудника, сроки проекта, на который требуется специалист, сезонность. В остальном процедура не отличается от обычного найма.
По закону частичную занятость именуют «неполным рабочим временем». Подчиненных, которые трудятся не весь день или несколько дней в неделю, оформляют по тому же принципу, что и остальных, но в трудовом договоре прописывают их график. Указывают полный оклад, как в штатном расписании. Чтобы прояснить финансовый вопрос, уточняют, что зарплата рассчитывается в соответствии с отработанным временем.
Все зависит от системы налогообложения:
Микропредприятие может нанять максимум 15 человек, малое — 100. Самозанятым запрещено принимать работников в штат.
Нарушения при оформлении сотрудников наказываются по закону — ИП несет финансовую ответственность.
Основные ошибки и следующие за ними штрафы:
Если обнаружат налоговую недоимку от 100 000 рублей, возможны штрафы до 500 000 рублей, принудительные работы или арест до 3 лет.
Хочу получать интересные новости блога
10 апреля 2023
11 апреля 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных