Чтобы достичь высоких показателей прибыли и рентабельности, анализируйте ситуацию на рынке и учитывайте, что потребности целевой аудитории имеют свойство меняться под влиянием множества факторов. В проведении исследования вам помогут инструменты стратегического маркетинга. Например, PEST-анализ. Рассказываем, зачем он нужен и как его проводить.
PEST-анализ – это маркетинговый инструмент, который помогает предприятиям планировать работу на ближайшие 3-10 лет. Он позволяет выявить, какие внешние обстоятельства и каким образом влияют на успех бизнеса: мешают достигать целей или, напротив, дают возможность наращивать обороты. Ежегодно прогноз корректируют.
Название метода складывается из четырех английских слов: Politics, Economics, Socio-culture и Technology, которые называют 4 главных внешних фактора, воздействующих на бизнес: политический, экономический, социокультурный и технологический. С помощью этой методики вы поймете, к какой макросреде относится ваша компания и каковы перспективы ее развития.
Оба метода относятся к стратегическому маркетингу, не предполагают многоступенчатых расчетов и представляют информацию в виде таблицы с четырьмя квадрантами.
Их отличия:
Чтобы не ошибиться с выбором анализа, определите к внешней или внутренней среде относится фактор, который вы хотите учесть. Если вы можете повлиять на него или исключить вовсе, это внутренний фактор и подлежит рассмотрению в рамках SWOT-анализа. Если от вас ничего не зависит, фактор относится к внешней среде. Иногда результаты PEST-анализа используют в процессе сбора информации для выполнения SWOT-анализа.
PEST-анализ позволяет:
Факторы характеризуются переменчивостью. Например, если к власти придет другой президент, или страна-партнер ограничит ввоз товаров, прогноз потеряет актуальность.
Еще один минус – субъективность мнения, которая может сказаться на оценке отдельных факторов. Чтобы избежать неточностей, необходимо тщательно выбирать источники информации и экспертов, периодически мониторить изменения факторов, корректировать стратегию и сравнивать прогнозы.
Используйте речевую аналитику Calltouch Предикт, чтобы анализировать эффективность рекламных кампаний. Технология распознает речь человека, определяет его пол, возраст и причину обращения. Автоматическая текстовая расшифровка разговора с менеджером позволяет выяснить, что интересует клиентов и какие звонки приводят к сделке.
Их пять:
Как провести PEST-анализ
Классическая методика состоит из шести этапов:
Этап №1. Соберите факторы для анализа. Составьте список влияющих на ваш бизнес параметров. Используйте разные источники информации: статистику, обзоры рынков, проекты законов, аналитические материалы и прогнозы крупных агентств. Создайте таблицу и занесите данные в колонки. Привлеките к мозговому штурму экспертов, предложите им работать самостоятельно или в группах.
Этап №2. Оцените степень влияния факторов. Изучите состояние факторов. Определите, как сильно они могут подействовать на предприятие. Оцените по трехбалльной шкале:
Заполните таблицу.
Этап №3. Оцените вероятность изменения факторов. Проанализируйте, могут ли эти факторы измениться. Привлеките к работе нескольких экспертов в отрасли. Попросите каждого из них поставить оценку, а затем вычислите среднее арифметическое значение. Используйте для оценки пятибалльную систему:
Этап №4. Оцените реальную значимость факторов. Для оценки используйте формулу:
Влияние одного фактора / итоговая сумма влияний * средняя арифметическая оценок экспертов PEST-анализ.
Этап №5. Составьте сводную таблицу. Расположите факторы по убыванию значений. Те, что располагаются на верхних строчках таблицы, заслуживают особого внимания.
Этап №6. Сделайте выводы. Опишите каждый фактор с трех сторон:
Полученные данные помогут:
Сквозная аналитика Calltouch автоматически собирает данные обо всех источниках трафика в одном отчете. Полноценная статистика позволяет проанализировать эффективность расходов на маркетинг и оптимизировать бюджет.
Компании часто сталкиваются с такими трудностями:
Проводя PEST-анализ, компании допускают следующие ошибки:
Допустим, IT-компания «Олимп» решила провести ПЕСТ-анализ и узнать, каковы ее перспективы и риски развития в ближайшие 3-5 лет.
Наиболее важный фактор для оценки в 2022 году – политическая и экономическая ситуация на международном рынке. Спецоперация вызвала шквал негативной реакции у зарубежных компаний, которые в знак поддержки Украины отказались от работы на территории России. Одни закрыли магазины и офисы, другие – заблокировали доступ российским пользователям к онлайн-сервисам и программам. Например, как это сделала компания Atlassian: она перестала продавать лицензии пользователям из РФ.
По мнению экспертов, наиболее перспективное направление в IT-бизнесе – разработка инструментов для оцифровки офлайн-проектов и автоматизации бизнес-процессов. Об этом говорят три фактора:
Из рисков – участившиеся случаи хакерских атак. Чтобы защитить конфиденциальные данные компании и ее клиентов, придется усилить меры кибербезопасности. Это потребует много сил, времени и денег.
Tone of voice: что это и как бренду определить свой тон голоса
Хочу получать интересные новости блога
20 апреля 2023
21 апреля 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных