Продукты разрабатывают и продвигают в разных нишах: перевозки, EdTech, трейдинг, банки, IT, маркетинг. Продуктовый аналитик помогает продукту не потеряться на фоне конкурентов. В 2023 году на рынке наблюдается острая нехватка специалистов. Сегодня разбираемся, кто такие продуктовые аналитики, что они делают и как освоить новую нишу.
Продуктовая аналитика исследует, как человек реагирует на предложение компании. Аналитик собирает информацию и интерпретирует ее. Задача — найти слабые места, понять, где можно улучшить сервис и качество, чтобы затем получить позитивные отзывы и повысить продажи.
Информация для продуктовой аналитики находится по всему пути лида: какие кнопки нажимают пользователи, как часто возвращаются к продукту, где живут эти люди, какие функции они часто используют, а какие — не используют совсем. Это помогает составить картину, почему спрос есть или нет.
Схема продуктовой аналитики
Выпускать успешные продукты — глобальная задача специалиста. Продукт в этом случае — все, что компания предлагает пользователю. Например, приложение магазина или личный кабинет банка. А чтобы запуск был успешным, аналитика выполняет такие задачи:
Компании заинтересованы в повышении прибыли. Продуктовая аналитика прямо на это влияет. Чем глубже экспертиза специалиста, тем яснее причины сложностей в бизнесе. Как только проблема станет ясна, ее можно будет решить, главное — грамотно составить чек-лист для увеличения конверсии.
Это эксперт, который собирает данные и интерпретирует их. В итоге работник должен предложить отделу разработки список популярных и избыточных функций. Но этот список не поможет разработчикам понять, почему одни функции не пользуются спросом, а другие — востребованы. Для этого аналитик интерпретирует свои выводы. Именно его отчет и помогает разобраться: на что ориентироваться в дальнейшем, что убирать, что добавлять, и почему.
Схема работы продуктового аналитика с командой
Исследование Яндекс.Практикума показывает, что в аналитику чаще приходят те, кто уже работал в Data Science.
Из каких ниш приходят в аналитику
Так случается потому, что тем, кто уже работал в Data Science, понятно, как обращаться с аналитическими инструментами. Почти у всех нанимателей нет четких запросов к образованию кандидата. На рынке 2023 года важнее практические навыки и знания. Больше шансов на привлекательный оффер у тех, кто владеет базовыми навыками не только в аналитике, но также в маркетинге и digital.
Также работодатели заинтересованы в следующих софт-скиллах кандидата:
Стать аналитиком может человек с любым образованием и бэкграундом. В 2023 году важнее софт-скиллы и практический опыт, даже если он из смежных областей.
Это многозадачный специалист. Он взаимодействует с контентом, информацией, тестированием, ЦА и анализом метрик.
Что делает продуктовый аналитик
Разберемся подробнее, что входит в его обязанности:
Все это поможет повысить удовлетворенность пользователя от продукта. Информацию, представленную на докладе, будут использовать разработчики. Но помимо сбора и интерпретации данных, а также создания гипотез, продуктовому аналитику часто поручают такие задания:
Периодически продуктовые аналитики совмещают задачи маркетолога или таргетолога и могут настраивать кампании в Яндекс.Директе. Чем больше знаний у специалиста, тем шире его профиль и выше доход.
Основная причина — умение специалиста переводить абстрактные рассуждения в цифры и рекомендации для компании. Выделим 4 задачи продуктового аналитика:
Работа должна идти на опережение конкурентов. Быстрые и четкие действия помогут продукту вырваться в топ. Например, кейс Avito. Компания отредактировала карточку товара и запустила А/В-тест. В итоге на кнопку «Написать» стали нажимать меньше, но при этом выросла конверсия первых сообщений. Значит — гипотеза о формате карточки оказалась успешной.
Отметим главные преимущества и недостатки этой профессии.
Вот распространенные и рабочие приемы:
Аналитические методы можно использовать в любой нише, в том числе, в продуктовой.
В арсенале специалиста обычно можно найти такие инструменты:
Но база, без которой проанализировать не получится ничего, — это статистика. Поэтому сначала ее нужно выгрузить из статистического сервиса (например, из Яндекс.Метрики). Правильно интерпретировать информацию помогают программы для аналитиков данных и сервисы для маркетинга.
Здесь есть два варианта развития событий:
Второй вариант более трудозатратный и требует от кандидата полной вовлеченности в освоение ниши. Разберемся подробнее, как стать продуктовым аналитиком:
Вот несколько преимуществ прохождения курсов по продуктовой аналитике:
Практически всегда курс себя окупает уже во второй или третий месяц работы. Даже на старте новичок может зарабатывать больше среднего дохода по стране. Сколько конкретно? Читайте ниже.
Согласно исследованию Хабр аналитики входят в ТОП-3 самых высокооплачиваемых профессий.
Чем выше квалификация эксперта, тем больше он может зарабатывать. Потолка у этой профессии нет. Даже если аналитик достигает уровня Senior, он может расти дальше и стать тимлидом или хэдом. Вот, какой зарплатный путь у этой профессии:
Средняя зарплата продуктового аналитика на уровне Junior
Заработная плата «Миддла»
Сколько зарабатывает Senior
Возможности Lead-аналитика
Head-аналитик, руководитель отдела
Чаще всего компании ищут кандидатов от «дужна» до «сеньора». На Lead и Head должности приходят по повышению те кандидаты, которые долго работают в компании, понимают ее специфику и профессионально вырастают за счет опыта. Поэтому работодатели заинтересованы в перспективных новичках. Они борются за целеустремленных и инициативных кадров.
Мы собрали ТОП-3 курса, которые готовят лучших аналитиков для рынка digital:
Курс поможет всесторонне охватить информацию из разных направлений. После выпуска ученик сможет устроиться junior-аналитиком в компанию из любой сферы.
Чтение — это дешевый и работающий способ поддерживать знания в тонусе. Мы собрали ТОП-3 книги для продуктовых аналитиков:
В дополнение к книгам стоит обратить внимание на подкасты и блоги. В них можно получить базовые знания и прокачать те, что уже есть.
Резюмируем:
Хочу получать интересные новости блога
21 ноября 2023
14 ноября 2023
15 августа 2015
30 июня 2017
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных