Calltouch Лидс
Звоните, отправляйте SMS, показывайте рекламу посетителям сайта, даже если у вас нет их контактов
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Смарт-цели: как ставить задачи по SMART, пошаговая инструкция с примерами

18 января 2022
18 мин на чтение
21193
author__photo

Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Весь путь развития бизнеса состоит из целей, достижение которых двигает его вперед. Поэтому так важно уметь грамотно их формулировать. Рассказываем про одну из наиболее известных методик целеполагания – SMART.

Весь путь развития бизнеса состоит из целей, достижение которых двигает его вперед. Поэтому так важно уметь грамотно их формулировать. Рассказываем про одну из наиболее известных методик целеполагания – SMART.

Что такое цели

Хотя достижение целей любого рода почти всегда полезно, у обычных целей есть несколько недостатков. С одной стороны, они часто бывают произвольными, а это означает, что даже если вы достигнете своей цели, это может не принести существенной пользы вашей жизни.

В некоторых же случаях люди ставят цели, которые по-настоящему не достижимы. Эти цели все еще могут вдохновлять человека на развитие, но чаще они приводят к разочарованию, когда в итоге не достигаются.

Обычные цели также могут быть трудно измеримы, из-за чего порой сложно определить, действительно ли вы достигаете прогресса.

Наконец, если цели не ограничены во времени, слишком легко оказаться в состоянии неопределенности. В такой ситуации цели никогда не уходят с горизонта и никогда не достигаются.

Например, вы давно хотите интегрировать несколько инструментов интернет-маркетинга — CRM, коллтрекинг и сквозную аналитику. Вместо того, чтобы заказать услугу под ключ у разработчика или через агентство, вы лелеете надежду освоить навык разработчика и провести подключение самостоятельно от и до. Но из-за плотного рабочего графика вы успеваете только закрывать текущие вопросы. Так выглядит недостижимая цель.

Добавить конверсионный блок.

caltouch-platform
Коллтрекинг Calltouch
Тратьте бюджет только на ту рекламу,
которая работает
  • Коллтрекинг точно определяет
    источник звонка с сайта
  • Прослушивайте звонки в удобном журнале
Подробнее про коллтрекинг
platform

Изучите SMART цели — они способны устранить недостатки обычных целей.

Что такое SMART-цели

SMART цели — это те цели, которые являются:

  • конкретными;
  • измеримыми;
  • достижимыми;
  • актуальными;
  • ограниченными по срокам.

 

Постановка целей по СМАРТ

Эти критерии постановки целей легко запомнить с помощью аббревиатуры SMART.

Считается, что сама идея SMART целей началась с концепции Питера Друкера «Управление по целям». Популярность целеполагания по SMART также выросла, когда профессор Роберт С. Рубин написал о них в статье для Общества промышленной и организационной психологии.

Чтобы понять, что из себя представляет постановка целей по смарт, не помешает немного углубиться в теорию и смысл аббревиатуры.

Кому подходит техника SMART

Метод SMART подходит компаниям, которые могут прогнозировать предварительный результат. Например, в коммерции важно правильно спланировать объем будущих продаж, а для новостного портала — запланировать число публикаций. Для дизайнеров, художников и людей творческих профессии принцип SMART не станет эффективным, так как он предполагает жесткую регламентацию рабочего времени.

Теория постановки целей

Теория постановки целей подчеркивает важность данного процесса, предполагая, что люди, которые ставят себе цели, имеют больше шансов достичь успеха, чем те, кто этого не делает. Исследователь Эдвин Локк сыграл важную роль в доказательстве правильности этой теории и предложил пять принципов эффективной постановки целей.

5 принципов теории постановки целей

 

5 принципов теории постановки целей

  • Ясность. Цели должны быть ясными и понятными.
  • Сложность. Хорошие цели имеют достаточно высокий уровень сложности, чтобы пришлось приложить определённые усилия для их достижения.
  • Обязательство. Без взятого обязательства трудно выработать мотивацию достичь какой-либо цели.
  • Обратная связь. Вы должны иметь возможность получать информацию о том, насколько хорошо вы продвигаетесь к своей цели. Эта информация может использоваться в качестве мотиватора или может указывать на то, что ваша цель либо слишком проста, либо слишком сложна и требует корректировки.
  • Комплексный характер. Чем более у вас многоуровневая цель, тем больше времени потребуется для ее достижения. Хорошие цели не обязательно должны быть масштабными, но понимание этого параметра является важной частью планирования.

При взгляде на цели SMART важно понимать теорию постановки целей. Её суть не только в том, что сама идея постановки целей хороша. Она также показывает, что именно цели SMART наилучшим образом удовлетворяют её принципам.

Как ставить цели по SMART

Всё, что вам нужно сделать — это сформулировать цель, которая соответствует каждому из критериев в аббревиатуре SMART.

При рассмотрении вопроса о том, как ставить цели по SMART, рекомендуется выписать каждый из пяти критериев, а затем сформулировать предложение или два о том, насколько ваша цель соответствует каждому из них. Если вы можете сформулировать цель, которая соответствует каждому из этих критериев, у вас будет SMART-цель, которая, несомненно, будет гораздо более полезной, чем обычная.

Приведём для смарт целей расшифровку.

  • S (specific) — конкретные

Хорошие цели не могут быть двусмысленными. Нужно иметь четкую, лаконичную цель. Например, вместо того, чтобы говорить «я хочу выглядеть лучше», вы могли бы сказать «я хочу сбросить пятнадцать кило к лету». Очевидно, последний пример гораздо более конкретен и, следовательно, более уместен в качестве цели.

  • М (measurable) — измеримые

Отслеживание прогресса в достижении цели является важной частью поддержания мотивации. Это позволяет устанавливать вехи — их можно отмечать при достижении или проводить переоценку в обратном случае. Лучше всегда предусматривать такие аспекты вашей цели, которые можно измерить и оценить.

  • A (achievable) — достижимые

Слишком много людей попадают в ловушку постановки невозможных целей. Хотя недостижимые цели могут немного продвинуть вас вперед, вы почти наверняка в конечном итоге откажетесь от них. Вместо невозможных целей ставьте сложные, но достижимые. Прежде чем ставить цель, убедитесь, что вы действительно можете себе представить, как ее достичь.

  • R (relevant) — актуальные

Не все цели так же важны, как другие. Если цель не соответствует вашему общему плану на всю жизнь, ее достижение может ничего не дать вам. Чтобы цель была полезной, убедитесь, что она стоит вашего времени, её достижение принесет положительные результаты в вашу жизнь, а также в том, что эта цель по крайней мере в какой-то степени соответствует другим вашим целям.

  • T (time-bound)

Эффективные цели SMART должны быть привязаны к срокам. Например, вместо того, чтобы сказать «Я хочу начать читать больше книг», вы можете сказать «Я хочу прочитать двенадцать книг в течение следующих шести месяцев». Человек, который поставил вторую цель, будет гораздо более мотивирован, поскольку у него есть целевая дата.

Пример смарт цели

Учтите, что цели SMART могут применяться к любым жизненным обстоятельствам. Они могут включать личные, профессиональные, деловые цели, касаться образования, здоровья, отдыха и многого другого. Они также могут быть долгосрочными или краткосрочными.

По сути, любой тип цели может и должен быть изменен так, чтобы соответствовать критериям SMART.

Если вы все еще не уверены в том, что именно определяет цель как смарт, рассмотрим релевантный пример.

Допустим, ваша цель — начать больше экономить. Сейчас это не SMART цель, но ее можно легко изменить, чтобы она стала таковой.

Например, можно сказать, что вы хотите откладывать по миллиону рублей в год в течение следующих десяти лет.

Теперь цель является конкретной и измеримой, поскольку у вас есть понимание суммы сбережений. Эта цель также ограничена во времени, поскольку вы намереваетесь откладывать определенную сумму каждый год в течение определенного периода. Достижима ли цель, зависит от вашего финансового положения, но если это так, цель соответствует критериям.

Наконец, вы должны проанализировать, является ли экономия денег актуальной и важной целью для вас лично. Если предположить, что это так, то цель в данном примере соответствует всем критериям SMART.

Если речь идёт о компании, ведущей продажи, то она нуждается в качественном потоке заявок с высокой конверсией. Хорошо сформулированная цель будет содержать перспективный показатель снижения нецелевого трафика и срок, за который это будет достигнуто. Одной из конкретных мер послужит подключение сервиса Антифрод, и здесь мы можем перейти к такой категории, как планы по SMART.

caltouch-platform
Антифрод
Автоматически выявляет некачественные звонки, которые не приводят к продажам, а просто расходуют бюджет.
  • Выявляет и тегирует сомнительные звонки от недобросовестных рекламных подрядчиков или спам
  • Позволяет учитывать в отчетах только качественные обращения
  • Упрощает контроль подрядчиков
Узнать подробнее
platform

Недостатки методики SMART

Технология SMART не дает гарантии относительно успешного выполнения задачи. У метода есть минусы:

  • Потеря гибкости. Сотрудники вынуждены четко следовать инструкциям, из-за чего они часто не знают, как реагировать на случайности и незапланированные ситуации.
  • Игнорирование более выгодных возможностей. SMART формирует своеобразное «туннельное зрение», которое не позволяет сойти с выбранного курса, даже если в процессе возникают более благоприятные возможности.
  • Невозможность использования в долгосрочных проектах.

Преимущества целей по СМАРТ

К главным достоинствам этой методики относят:

  • Откидывание неудачных вариантов. Оценка достижимости цели направлена на исключение вариантов, за которые не стоит приниматься и тратить.
  • Преобразование идей в план. SMART направлена на то, чтобы преобразовать желания в конкретный план, который нужно только детализировать и приступить к выполнению.
  • Удобство. С помощью установки временных рамок вы поймете, на какие этапы разделить достижение цели.

Как создать план действий по SMART

Как создать план действий по SMART

Каждая цель SMART нуждается в плане действий. Этот план сфокусирован на том, чтобы процесс достижения был последовательным, логичным и эффективным. Он содержит следующие пункты:

  • Установление этапов.
  • Выделение потенциальных угроз и помех, которые могут помешать достичь целей.
  • Определение действий, которые необходимо предпринять для достижения целей.
  • Определение расписания, которого следует придерживаться.

Сформулируйте потребность

Потребность нужно сначала сформулировать в произвольном виде. Это станет исходным материалом для дальнейшей работы. Например, потребностью может быть «Изучение HTML и CSS верстки», «Увеличение конверсии сайта».

Проверьте ее на актуальность

Далее оцените насколько цель важная. Для этого задайте вопросы:

  • Для чего это нужно делать?
  • Почему я собираюсь это делать?

В некоторых случаях эти вопросы задавайте по несколько раз для понимания первопричины.

Сделайте цель конкретной

На этом этапе SMART подумайте, как вы поймете, что цель достигнута и какой критерий это покажет. Например, если ваша цель «Изучение HTML и CSS верстки», то результатом станет создание сайта с использованием этих языков программирования.

Определите количественные показатели

Цель ставьте достижимую, чтобы можно было измерить результат. Если ваша цель «Продавать больше товара», напишите цель с конкретным числом: «Продавать товар на 2 миллиона рублей в месяц».

Установите дедлайн

Дедлайн нужен, чтобы понять сколько времени потребуется для достижения цели. Сроки помогут планомерно идти к цели и фиксировать промежуточные итоги. Сроки желательно не брать наугад, а обосновывать. К примеру, если вы хотите выучить деловой английский язык, то поставьте срок на достижение цели — полгода.

Проверьте достижимость цели

Если на предыдущих этапах все было правильно посчитано, этот этап не понадобится. Однако задумайтесь над следующими вопросами:

  • Достижима ли цель за отведенное время?
  • Хватит ли для ее реализации навыков и опыта?
  • Нужно ли чему-то предварительно научиться?
  • Есть ли вся необходимая информация?

Используйте чек-листы и планировщики

Полезность планировщиков трудно оспорить, они могут пригодиться для достижения ваших целей. После того, как вы распишете контрольные пункты и график в своем плане действий по методу SMART, составьте планировщик — таблица или программа, в которой отмечается прогресс продвижения к цели. Вычеркивайте промежуточные цели по мере их достижения. Это поможет вам оставаться организованным и удержит вас на пути к достижению поставленных целей.

Стремление и мотивация со временем могут как расти, так и ослабевать. Вы можете оказаться в ситуации, когда само движение не вызывает энтузиазма и понимания. Чтобы избежать этого, следует планомерно фиксировать свои успехи в планировщике целей.

Достижение SMART целей, очевидно, процесс более сложный, чем их постановка, но если вы будете оставаться мотивированными и следовать продуманной стратегии, то сможете достичь каждой поставленной цели.

Заключение

Постановка целей по SMART помогает в построении стратегии как для больших компаний, так и для личных целей. Эта технология универсальна: она преобразует желания и идеи в конкретный план действий. С помощью плана вы пошагово идете к достижению целей в нужный срок.

 

Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Оцените
Поделитесь с друзьями
Что нового в интернет-маркетинге?
Главное в ежемесячной рассылке
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить