Антимонопольные органы тщательно следят, чтобы реклама соответствовала требованиям федерального закона «О рекламе» и не вводила в заблуждение потребителей. Некоторые категории товаров и услуг находятся под особым контролем. Поэтому, если вы развиваете свой бизнес и разрабатываете стратегию маркетинга, ознакомьтесь с положениями № 38-ФЗ.
В статье разбираем общие требования к рекламе и рассказываем, почему им важно следовать.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» — главный нормативный документ, который регламентирует создание и распространение рекламы на территории России. Федеральная Антимонопольная Служба выявляет нарушения этого закона — следит, чтобы рекламные материалы не были оскорбительными, не содержали ложных данных и не создавали недобросовестной конкуренции. ФАС может обязать нарушителя выплатить штраф, размер которого порой достигает нескольких миллионов рублей.
Каждый рекламодатель должен знать основные положения закона, чтобы продвигать свои товары и услуги без вреда репутации и бизнесу.
Как научиться снимать видео в ТикТоке
Главные принципы — этичность, добросовестность, достоверность и безопасность. В рекламе не допускаются:
Если вы планируете добавить в рекламный текст иностранные слова, убедитесь, что они не искажают смысл сообщения, так как это тоже недопустимо.
Реклама некоторых товаров и услуг строго ограничена. Перечисляем их ниже.
Крепкий алкоголь разрешено рекламировать только в точках продаж. Реклама пива допускается по ТВ во время трансляции спортивных мероприятий или в печатной прессе, но не на первой и последней страницах. Реклама спиртных напитков в интернете, по радио, на объектах наружной рекламы, в транспорте полностью запрещена.
В рекламе должен быть дисклеймер масштабом не менее 10% всего изображения: «Чрезмерное употребление алкоголя наносит вред вашему здоровью». При продвижении алкоголя нельзя говорить о его положительном эффекте, способности утолить жажду или отсутствии вреда. В рекламе не должно быть людей, обращений к несовершеннолетним или осуждения за отказ от спиртного.
В рекламе медицинских товаров, услуг и лекарственных препаратов недопустимо сообщать об отзывах и опыте лечения конкретных пациентов. Нельзя уверять людей в наличии у них заболеваний и необходимости приема рекламируемых средств.
Здесь тоже нужен дисклеймер размером не менее 5–7% рекламной площади о наличии противопоказаний, необходимости проконсультироваться с врачом и ознакомиться с инструкцией.
В рекламе детского питания запрещено заявлять, что продукт полноценно заменяет материнское молоко, и утверждать о наличии преимуществ искусственного детского вскармливания перед грудным.
В рекламе БАДов нельзя сообщать о лечебных свойствах продукта, позиционировать товар как лекарство и давать гарантии избавления от конкретных заболеваний.
Реклама боевого оружия в России запрещена полностью. Можно рекламировать лишь
спортивное, гражданское, охотничье и служебное оружие, а также патроны в точках продаж или тематических изданиях. В рекламе не должно быть образов лиц до 18 лет или обращений к ним.
Для рекламы азартных игр есть строгие ограничения. Например, запрещено позиционировать их как основной источник дохода, гарантировать выигрыш, преуменьшать степень риска и высказывать осуждение за отказ от участия в таких мероприятиях. Также не допускаются образы несовершеннолетних и обращение к ним.
Рекламодатель обязан предоставить аудитории полную информацию об условиях розыгрыша, организаторах, правилах игры, призах. Реклама возможна только в зданиях, где проводят игры, специализированных СМИ, а также в ТВ- и радиопрограммах в период с 23:00 до 7:00. Показ такой рекламы допускается во время спортивных мероприятий, но занимать она может не более 20% от общего рекламного времени.
В рекламу организаций, которые предоставляют кредиты и займы, необходимо добавить описание всех финансовых условий. Недопустимо давать гарантию будущего дохода, приводить в пример успешных вкладчиков.
Инвестирование разрешено продвигать, только если в рекламе есть четкое указание источников, в которых заинтересованные лица смогут узнать подробную информацию о финансовых операциях.
В рекламу ценных бумаг необходимо включить сведения о юридических лицах, которые управляют активами. Также рекламодатель обязан упомянуть, где можно ознакомиться с условиями приобретения.
Запрещено гарантировать выплаты дивидендов или прогнозировать рост активов, рекламировать биржевые облигации до того, как бумаги допустят к торгам. Запрещена реклама имущественных прав, замаскированная под рекламу ценных бумаг.
Нельзя утверждать, что договор ренты выгоднее завещания. Также запрещено показывать отзывы клиентов, обещать подарки или осуждать членов семьи, которые не выбрали такой формат договора.
Защитите бизнес от недобросовестных подрядчиков и конкурентов с помощью Антифрода Calltouch. Система выявит сомнительные обращения и пометит соответствующим тегом. Выявлять недобросовестных подрядчиков и избегать спама гораздо проще со специализированным технологичным сервисом.
Недопустимо рекламировать ни в каком виде:
Все вышеперечисленное нельзя добавлять в сюжет рекламы других (не запрещенных) товаров.
ФАС может проверить организацию рекламодателя в любой момент после поступления жалобы от потребителя или конкурента. Если сотрудники службы выявили нарушение, неизбежен штраф:
Есть и более серьезные штрафы, например для финансовых организаций максимальный штраф составляет 800 000 ₽, для иностранных юрлиц — 6 000 000 ₽.
Решения антимонопольной службы возможно оспорить в суде в течение трех месяцев с момента выдачи предписания.
Общие требования к рекламе более подробно описаны в статье 5 ФЗ.
Хочу получать интересные новости блога
22 сентября 2022
20 сентября 2022
27 сентября 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных