Акция!
Полетели к клиентам! Только в октябре Таргетированные СМС за 6 руб. вместо 8,5!
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2VtzquWvjhj
Кассовый разрыв: что это такое и чем опасен для бизнеса, как его избежать и устранить Что такое кассовый разрыв и по каким причинам появляется. Можно ли его спрогнозировать и предупредить. Подборка профилактических методов и список эффективных способов ликвидации. Что такое кассовый разрыв и как его устранить
Средняя оценка 5.0 Общее количество оценок 1
28 февраля 2023
Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Главная | Блог | Темы | Бизнес | Что такое кассовый разрыв и как его устранить

Что такое кассовый разрыв и как его устранить

28 февраля 2023
10 мин на чтение
2 356
Что такое кассовый разрыв и как его устранить
author__photo

Если не контролировать доходы и расходы, существует опасность кассового разрыва. Это ситуация, при которой по документам бизнес находится в стабильном плюсе, но в действительности денег не хватает. Начисление штрафов, расторжение договоров с клиентами и поставщиками, подрыв репутации — лишь часть последствий кассового разрыва. 

Рассказываем, как бизнесу прогнозировать кассовый разрыв и быстро найти решение проблемы, защитив репутацию.

Что такое кассовый разрыв

Кассовый разрыв — это краткосрочное отсутствие средств на уплату налогов и страховые взносов, аренду офиса, расчеты с контрагентами, начисление заработной платы.

Кассовые разрывы возникают, если: 

  • траты компании спланированы неверно; 
  • руководство неправильно прогнозирует выручку;
  • прибыль «спрятана» в дебиторскую задолженность;
  • доходы направляются на неприоритетные платежи.

Можно ли спрогнозировать кассовый разрыв

Да, если следить за срочными и отложенными платежами, вести внутреннюю финансовую отчетность и пользоваться дополнительными инструментами. Например, вести платежный календарь в Excel или «Google Таблицах» либо установить расширения для CRM-системы, чтобы контролировать все поступления и расходы.

Платежный календарь заполняет директор или главный бухгалтер. Табличный формат позволяет вовремя увидеть, в какой момент организации с наибольшей вероятностью не хватит денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Тогда предприниматель успеет либо найти средства для оплаты, взяв кредит, либо договориться об отсрочке.

Как посчитать кассовый разрыв

Кассовые разрывы возникают, когда приходит время расплачиваться с кредиторами, но касса и банковский счет пусты. Средства появятся, но позже: например, когда придет оплата от клиентов. Однако платить контрагентам или начислять зарплату нужно уже сейчас.

Формула расчета кассового разрыва:

ДС + П – Р = ОДС

  • ДС — количество денег в начале месяца.
  • П — сколько средств поступило в течение месяца.
  • Р — расходы.
  • ОДС — остаток.

Для прогноза кассового разрыва добавьте формулу в таблицу Excel и обновляйте данные хотя бы раз в месяц. Заранее определите значение ОДС, которое будет критическим для бизнеса, и разработайте план действий при кризисе.

Чтобы избавиться от неэффективных рекламных площадок и каналов, повысить качество работы отдела продаж и рационально использовать рекламный бюджет, подключите Сквозную аналитику Calltouch. Сервис собирает данные со всех площадок, каналов, CRM и аккумулирует их в одном окне. Благодаря отчету вы сможете проанализировать каждый этап воронки продаж и расходы на маркетинг.

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Как решить проблему

Отсрочка

Попробуйте договориться с теми, кому вы должны. Попросите банк и арендодателя об отсрочке, поставщика — о рассрочке платежей. Важное правило — договариваться можно только с внешними контрагентами. Налоговая служба и сотрудники компании к ним не относятся, поэтому платить налоги и начислять заработную плату нужно всегда вовремя.

Отлично, если отсрочка поможет разобраться с 20–30% задолженности. Чтобы контрагенты согласились сдвинуть даты платежей, предложите взамен бонус: например скидку на следующую партию товаров. Если контрагенты согласились, зафиксируйте отсрочку документально. Подготовьте соглашение о переносе сроков или добавьте дополнительный пункт в договор.

Сокращение расходов

Все платежи, которые совершает бизнес, делятся на обязательные и дополнительные. К первым относятся налоги, заработная плата, расчеты с поставщиками и другие важны для работы платежи, ко вторым — те, которые можно на время отложить. К дополнительным платежам относятся оплата обучения сотрудников, корпоративные подписки на серверы, совместные выезды, проведение конференций.

Откажитесь от необязательных расходов на время. Составьте полный перечень трат, которые можно урезать, и посчитайте сэкономленные средства. Если их хватает хотя бы на заработную плату или арендный платеж, то метод сработал. В противном случае пересмотрите расходы на маркетинг — подумайте, может ли бизнес временно отказаться от рекламы.

https://unsplash.com/photos/jpqyfK7GB4w

ЭДО

Бывает, что бизнес работает в убыток или дебиторская задолженность стремительно растет, а руководство компании не обращает на это внимания. Так образуется кассовый разрыв. Одна из причин ситуации — устаревший документооборот. Решение — переход на ЭДО, то есть электронный документооборот. 

Автоматизация позволит бухгалтерам и владельцам контролировать поступление оплат и отслеживать эффективность бизнес-процессов.

Факторинг

С помощью инструмента бизнес получает деньги до срока, на который намечены платежи. Средства предоставляет третья сторона — финансовый агент. Его роль обычно играет банк или факторинговая компания, которая получает право денежного требования и выгоду в виде фиксированного вознаграждения. Для факторинга не требуется дополнительное обеспечение — и это всегда преимущество.

Пример использования факторинга для преодоления кассового разрыва:

ООО «Ромашка» оптом продает бытовую технику. 5 февраля компания отправила товар для ООО «Василек» с отсроченным платежом на сумму 500 000 рублей до 5 апреля. Чтобы не спровоцировать кассовый разрыв, ООО «Ромашка» передала право денежного требования банку по договору факторинга. В итоге все стороны — в выигрыше. ООО «Ромашке» пришли деньги. ООО «Василек» заплатит в срок, предусмотренный договором. А банк получит сверху 1–2% от суммы платежа.

Овердрафт

Формально это краткосрочный заем, который выдается банком гораздо быстрее обычного кредита. Овердрафт подключается за день. Заявка оформляется онлайн. Для овердрафта не нужен залог, но ставка может достигать 25%.

По овердрафту юрлица вправе получить до 1 млн рублей на срок до 45 дней. Условия меняются в зависимости от банка. 

Профилактические меры

Полезные рекомендации, как избежать кассового разрыва:

  • Обеспечьте предсказуемый финансовый поток. Если это сделать не получается, то пора пересмотреть стратегию, увеличить количество партнеров, найти других поставщиков. Не исключено, что повысить рентабельность помогут более мелкие контракты.
  • Контролируйте выплаты задолженности. И старайтесь договориться с новыми клиентами о сотрудничестве по предоплате.
  • Создайте финансовую подушку. У бизнеса должны быть накопления, которых хватит на покрытие кассовых разрывов в течение 3–4 месяцев. Обычно формирование финансовой подушки занимает около года — достаточно откладывать 2–5% от выручки каждый месяц. 
Calltouch
Привлекайте, конвертируйте
и анализируйте ваших клиентов
Платформа омниканального маркетинга
Подробнее

Коротко о главном

  • Если бизнесу временно не хватает денег, чтобы рассчитаться по текущим долгам, то это не банкротство, а кассовый разрыв.
  • Обычно такая ситуация возникает, если у компании скопилась большая дебиторская задолженность, неправильно расставлены приоритеты по платежам, убыточная бизнес-модель или ошибочное планирование.
  • К способам, которые помогут решить проблему кассового разрыва, относятся факторинг, овердрафт, отсрочка, а еще сокращение расходов и переход на ЭДО.
  • Чтобы обезопасить бизнес, контролируйте своевременность входящих платежей и пополняйте финансовую подушку, которая покроет главные расходы в течение 3–4 месяцев.
Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нравится наш блог?
Давайте дружить!
Медиакит
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Повышаем конверсию на каждом этапе воронки

Чтобы клиент шел по своему пути точно к цели, маркетологу нужны информация и сервисы – свои на каждом этапе. Инструменты Calltouch могут закрыть все потребности маркетинга на пути клиента.

У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить