Если не контролировать доходы и расходы, существует опасность кассового разрыва. Это ситуация, при которой по документам бизнес находится в стабильном плюсе, но в действительности денег не хватает. Начисление штрафов, расторжение договоров с клиентами и поставщиками, подрыв репутации — лишь часть последствий кассового разрыва.
Рассказываем, как бизнесу прогнозировать кассовый разрыв и быстро найти решение проблемы, защитив репутацию.
Что такое программа 1С
Кассовый разрыв — это краткосрочное отсутствие средств на уплату налогов и страховые взносов, аренду офиса, расчеты с контрагентами, начисление заработной платы.
Кассовые разрывы возникают, если:
Да, если следить за срочными и отложенными платежами, вести внутреннюю финансовую отчетность и пользоваться дополнительными инструментами. Например, вести платежный календарь в Excel или «Google Таблицах» либо установить расширения для CRM-системы, чтобы контролировать все поступления и расходы.
Платежный календарь заполняет директор или главный бухгалтер. Табличный формат позволяет вовремя увидеть, в какой момент организации с наибольшей вероятностью не хватит денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Тогда предприниматель успеет либо найти средства для оплаты, взяв кредит, либо договориться об отсрочке.
Кассовые разрывы возникают, когда приходит время расплачиваться с кредиторами, но касса и банковский счет пусты. Средства появятся, но позже: например, когда придет оплата от клиентов. Однако платить контрагентам или начислять зарплату нужно уже сейчас.
Формула расчета кассового разрыва:
ДС + П – Р = ОДС
Для прогноза кассового разрыва добавьте формулу в таблицу Excel и обновляйте данные хотя бы раз в месяц. Заранее определите значение ОДС, которое будет критическим для бизнеса, и разработайте план действий при кризисе.
Чтобы избавиться от неэффективных рекламных площадок и каналов, повысить качество работы отдела продаж и рационально использовать рекламный бюджет, подключите Сквозную аналитику Calltouch. Сервис собирает данные со всех площадок, каналов, CRM и аккумулирует их в одном окне. Благодаря отчету вы сможете проанализировать каждый этап воронки продаж и расходы на маркетинг.
Попробуйте договориться с теми, кому вы должны. Попросите банк и арендодателя об отсрочке, поставщика — о рассрочке платежей. Важное правило — договариваться можно только с внешними контрагентами. Налоговая служба и сотрудники компании к ним не относятся, поэтому платить налоги и начислять заработную плату нужно всегда вовремя.
Отлично, если отсрочка поможет разобраться с 20–30% задолженности. Чтобы контрагенты согласились сдвинуть даты платежей, предложите взамен бонус: например скидку на следующую партию товаров. Если контрагенты согласились, зафиксируйте отсрочку документально. Подготовьте соглашение о переносе сроков или добавьте дополнительный пункт в договор.
Все платежи, которые совершает бизнес, делятся на обязательные и дополнительные. К первым относятся налоги, заработная плата, расчеты с поставщиками и другие важны для работы платежи, ко вторым — те, которые можно на время отложить. К дополнительным платежам относятся оплата обучения сотрудников, корпоративные подписки на серверы, совместные выезды, проведение конференций.
Откажитесь от необязательных расходов на время. Составьте полный перечень трат, которые можно урезать, и посчитайте сэкономленные средства. Если их хватает хотя бы на заработную плату или арендный платеж, то метод сработал. В противном случае пересмотрите расходы на маркетинг — подумайте, может ли бизнес временно отказаться от рекламы.
https://unsplash.com/photos/jpqyfK7GB4w
Бывает, что бизнес работает в убыток или дебиторская задолженность стремительно растет, а руководство компании не обращает на это внимания. Так образуется кассовый разрыв. Одна из причин ситуации — устаревший документооборот. Решение — переход на ЭДО, то есть электронный документооборот.
Автоматизация позволит бухгалтерам и владельцам контролировать поступление оплат и отслеживать эффективность бизнес-процессов.
С помощью инструмента бизнес получает деньги до срока, на который намечены платежи. Средства предоставляет третья сторона — финансовый агент. Его роль обычно играет банк или факторинговая компания, которая получает право денежного требования и выгоду в виде фиксированного вознаграждения. Для факторинга не требуется дополнительное обеспечение — и это всегда преимущество.
Пример использования факторинга для преодоления кассового разрыва:
ООО «Ромашка» оптом продает бытовую технику. 5 февраля компания отправила товар для ООО «Василек» с отсроченным платежом на сумму 500 000 рублей до 5 апреля. Чтобы не спровоцировать кассовый разрыв, ООО «Ромашка» передала право денежного требования банку по договору факторинга. В итоге все стороны — в выигрыше. ООО «Ромашке» пришли деньги. ООО «Василек» заплатит в срок, предусмотренный договором. А банк получит сверху 1–2% от суммы платежа.
Формально это краткосрочный заем, который выдается банком гораздо быстрее обычного кредита. Овердрафт подключается за день. Заявка оформляется онлайн. Для овердрафта не нужен залог, но ставка может достигать 25%.
По овердрафту юрлица вправе получить до 1 млн рублей на срок до 45 дней. Условия меняются в зависимости от банка.
Полезные рекомендации, как избежать кассового разрыва:
Хочу получать интересные новости блога
28 февраля 2023
27 февраля 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных