По данным Smart Ranking, рынок онлайн-образования в 2022 году вырос на 17,9%. EdTech-бизнес заработал около 87 млрд рублей — часть этого «пирога» достанется вам, если создадите свой онлайн-курс. Разумеется, новички на старте сталкиваются с ошибками. Хорошая новость в том, что большинства из них можно избежать.
Продюсер образовательных проектов Кира Шконда разбирает 5 самых распространенных провалов при создании онлайн-курсов. Читайте статью, забирайте лайфхаки и пользуйтесь советами — это поможет вам не прогореть и сохранить репутацию.
Как работать с Google Docs: инструкция
Часто курс популярен только в фантазиях эксперта, а на деле — мало кому нужен, так как спрос не сформирован.
Пример: начинающий нутрициолог решила запустить дорогостоящее наставничество по внедрению полезных привычек. Спрос на подобные услуги она не изучала. Хорошо, что обратилась за консультацией — запроса «готов платить много, помогите мне внедрить привычки», конечно, не существует.
Специалист потеряла бы время и деньги на подготовку продукта, который никому не нужен. Вместо этого мы предложили ей продолжать консультировать как нутрициолог и при этом попытаться узнать, нужен ли ее клиентам продукт по внедрению привычек.
Что порекомендовали сделать:
Даже если вам кажется, что продукт актуален для вашей ЦА, обязательно проверьте спрос. Источник: Freepik, ru.freepik.com
Есть такое понятие, как MVP (Minimal Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Прежде чем создавать масштабное обучение, проведите вебинар на эту же тему. Его подготовка не займет много времени и ресурсов, при этом вы сможете быстро проверить спрос на свою идею.
Пример: Ирина Подрез, блогер и создательница курсов по системному росту в бизнесе. Сначала она выпустила два платных вебинара — «Как продавать легко» и «Как продавать дорого». А затем это уже трансформировалось в ее флагманский курс с масштабным объемом знаний и сроком прохождения около месяца.
Когда Ирина убедилась в большом спросе на продукт, она перешла к созданию полноценного курса с методологом, куратором и хорошим продакшеном.
Пример: предприниматель, маркетолог и инфопродюсер Татьяна Маричева однажды поделилась своим кейсом запуска курса по сыроедческим десертам.
Ее команда полагала, что ЦА — веганы, осознанные сыроеды, худеющие люди и мамочки, которые беспокоятся о здоровье детей. На это делали акцент при продажах. Но результаты совсем не радовали.
И только когда они провели кастдевы (глубинные интервью о потребностях), поняли, в чем причина. Оказалось, что огромный пласт их целевой аудитории — люди, у которых дома просто нет духовки.
Чтобы их зацепить, надо было сказать: «Если у вас нет духовки, а хочется питаться разнообразно, не отказывать себе в сладком, удивлять гостей необычными десертами — приходите на курс». Поменяли креативы — и выручка проекта резко выросла в несколько раз.
Например:
Например, вы хотите создать курс по графическому дизайну. Поставили цель — сегментировать ЦА. Тогда гипотеза может быть, например, такой:
«Главный сегмент ЦА — это фрилансеры, которые хотят обучиться дополнительному навыку и увеличить чек за работу».
Соответственно, вам нужно опрашивать фрилансеров, чтобы не размывать результаты интервью нерелевантными ответами.
Важно: в гипотезу должна быть «встроена» проблема ЦА. В моем примере это низкий заработок. А предполагаемое решение — обучение на курсе по графическому дизайну.
Проблема аудитории — это не ее желания или планы. Это то, что мешает ей жить прямо сейчас. Источник: Freepik, ru.freepik.com
Главные принципы:
Такой костяк вопросов мог бы быть при проверке гипотезы из примера выше:
Конечно, по ходу интервью можно задавать дополнительные вопросы, которые лучше раскроют проблему респондента и подтвердят либо опровергнут гипотезу.
Чтобы получить фактуру для анализа, нужно провести минимум пять глубинных интервью. Инсайты, которые вы извлечете из ответов, помогут сделать курс действительно полезным для аудитории — а значит, прибыльным для вас.
Лайфхаки:
Кстати, записывать разговор с потенциальными клиентами полезно не только во время глубинного интервью. Но и после — когда с ними будут разговаривать менеджеры по продажам вашего курса. Используйте Речевую аналитику Calltouch — технологию распознавания речи и ее перевода в текст. С ее помощью вы улучшите работу колл-центра и узнаете, кто чаще звонит и покупает — сможете эффективно таргетировать рекламные объявления.
Из ответов, которые вы получили на первых интервью, сформулируйте вопросы и ответы в гугл-форме. Напишите достаточно вариантов ответов, чтобы каждый респондент нашел свой.
Не рекомендую опцию «Другое» — пользователи начнут отвечать своими словами, и это собьет всю статистику. Если хотите дать возможность отвечать развернуто, то добавьте опцию «Тут нет моего ответа». А ниже создайте окошко с вопросом-абзацем «Если вы выбрали “Тут нет моего ответа”, напишите, пожалуйста, свой вариант». В этом случае сервис покажет статистику в удобной форме, а вы лучше узнаете мысли своей аудитории.
Завершающей частью опроса может быть вопрос-абзац «Если вы готовы пообщаться 5–10 минут и получить подарок, оставьте номер телефона, и мы с вами свяжемся». Так вы соберете список пользователей для кастдевов, которые помогут вам лучше понять аудиторию и ее потребности. Рекомендую собрать как минимум 10 контактов.
Не торопитесь отправлять форму всем подряд — вы рискуете получить ответы нерелевантной аудитории. Ищите свою аудиторию в тематических чатах, группах студентов, среди знакомых. Важно собрать не меньше 100 ответов.
Когда автор курса не эксперт в нише, это чувствуется. Нет доверия аудитории — нет продаж.
Важно, чтобы продукт был основан на практическом опыте. Какого уровня достаточно для создания курса? Я бы рекомендовала минимум два года нарабатывать прямой опыт и собирать кейсы — и только после этого запускать программу. Не обязательно самому быть экспертом — можно его пригласить.
Купить продукт у эксперта, чтобы предложить создать новый вместе — да, так можно. Будьте смелее. Источник: Freepik, ru.freepik.com
«Пустышку» можно продать только раз и этим запятнать репутацию. Только качественный продукт будет укреплять ваш бренд. Поэтому создатели курсов чаще прибегают к услугам методологов, чему я очень рада.
Методология — это каркас всего обучения. Методолог работает на всех этапах создания продукта:
Что мне кажется особенно важным при проектировании обучающего курса:
Мечта многих экспертов — нанять продюсера, который сам все сделает. Но так не работает. На моей памяти такие партнерства заканчивались плохо.
Грустная истина:
Не стоит передавать:разработку программы;обратную связь ученикам на тарифе с создателем курса;спикерство на курсе, а также его представительство в рекламе, если вы — главный эксперт.Почему: ценность этих действий для аудитории в том, что их выполняете именно вы.Можно передать, но с проверкой: монтаж видеоуроков;копирайтинг и дизайн;маркетинг и продажи;проверку заданий учеников на тарифе с кураторами.Почему: все эти задачи могут выполнять сторонние исполнители — главное, проверять результат.
Не стоит передавать:
Почему: ценность этих действий для аудитории в том, что их выполняете именно вы.
Можно передать, но с проверкой:
Почему: все эти задачи могут выполнять сторонние исполнители — главное, проверять результат.
Необязательно стоять у специалистов над душой. Но лучше держать руку на пульсе, чтобы потом не удивляться низким продажам и плохим отзывам. Источник: Prostooleh, ru.freepik.com.
Я назвала самые распространенные ошибки, которые совершают эксперты и начинающие продюсеры при создании курса. Но это еще не все преграды, с которыми сталкивается EdTech-предприниматель. В следующей статье разберем фатальные ошибки продвижения онлайн-курсов.
Хочу получать интересные новости блога
7 мая 2023
6 мая 2023
13 мая 2023
19 мая 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных