Понятие «услуга» — составная часть мировой экономики, которую часто характеризуют как экономику услуг. Это связано с тем, что предложений в секторе сервиса становится больше. Постепенное увеличение сферы услуг демонстрирует экономический подъем как на уровне региона, так и страны в целом.
Услуга — работа, результат которой выражается в нематериальных благах, то есть без какой-либо физической формы. Например, выбирая услуги риэлтора или адвоката, человек получает не товар, но такие неизмеримые вещи, как подбор квартиры и защиту в суде.
Услуги оказывают сотрудники компаний в разных сферах. По степени востребованности их разделяют на виды, которые:
Рынок услуг разнообразен, но любая посредническая деятельность характеризуется:
С точки зрения маркетинга услуги — это объект продажи, выраженный в нематериальной форме. В этом принципиальное отличие от товаров.
Все услуги можно классифицировать по аудитории потребителей:
Это услуги, которые обеспечивают повседневные нужды бизнеса и его функционирование. Например, работа специалистов технической поддержки, логистов. Косвенно к этой категории относятся страхование, транспорт, банковские дела, организация связи.
Услуги, которые предоставляются физическим лицам в зависимости от их потребностей и запросов. Сервис целиком ориентирован на индивидуальную работу с клиентами. Примерами такой работы можно назвать оказание медицинских услуг, косметологию, фитнес.
Эти услуги представляют общественную значимость и оказываются некоммерческими организациями или государственными органами. Они предназначены для достижения социального равенства, но прибыль с них не получают.
Классификации распределяют услуги по разным категориям. По назначению их разделяют на:
По способу финансирования:
По отрасли происхождения:
По разновидностям:
Показатель качества (SQ) строится на основании сравнения потенциального результата (Е) с тем, что получилось фактически (Р). В результате выводится формула: SQ = P—E.
Результат зависит от качества обслуживания, что повышает прибыльность и в долгосрочной перспективе формирует стойкую экономическую конкурентоспособность. Высокий показатель качества обслуживания означает, что бизнес соответствует ожиданиям клиентов и сохраняет хорошие показатели прибыли.
Обратная связь выявляет клиентские проблемы и помогает их устранить — это улучшает качество услуги. Показатель рассматривают в двух аспектах:
Первый показатель проще оценить в работе, оценка второго более субъективна и происходит по индивидуальным реакциям.
У любой услуги есть этап жизненного цикла, для каждой категории модель выстраивают в несколько этапов:
Маркетинг направления — это работа над стратегией, нацеленная на продвижение услуг: от организации обучения персонала до аренды помещения, в котором располагается компания. Маркетинг услуг состоит из информационного контента, рекламы, создания привлекательного сайта или профиля бренда в социальных сетях и других способов повышения продаж.
Объекты рынка услуг — это невещественные блага, но их приобретение организовано по законам товарного производства. Только торговые процессы здесь проходят динамичней, так как главный объект торговли не хранится у заказчика. Поэтому клиенты постоянно в поиске подходящих компаний, а бренды учатся быстро реагировать на потребительский спрос и улучшать сервис.
С помощью маркетинговых приемов компании стараются привлечь аудиторию к продукту. Для этого используют сегментацию аудитории, таргетинговую рекламу и определяют позиционирование.
Под сегментацией подразумевают маркетинговую стратегию, в основе которой лежит разделение рынка на группы по общим характеристикам. Выбор ниши помогает лучше расходовать ресурсы и упрощает управление бизнесом. Сегментация позволяет лучше чувствовать потребности клиентов и удовлетворять их в соответствии с актуальными запросами аудитории.
Рынок услуг стал обширнее, чем рынок товаров. Это увеличение — отличительная черта экономического прогресса, становление которой можно наблюдать на примере развитых стран. Кроме того, в реализации услуг есть нематериальная составляющая, поэтому в условиях современного рынка стоит постоянно повышать их качество.
Хочу получать интересные новости блога
31 мая 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных