Предлагаем вашему вниманию модель, использование которой существенно упростит работу спикеров. Пирамида Роберта Дилтса – это модель из шести взаимосвязанных уровней.
Нижние ступени (основание) зависят от верхних. Если изменится Миссия (вершина), это повлияет на каждый уровень. Развитие Способностей (средняя ступень пирамиды) – творческих, интеллектуальных и прочих – обязательно скажется на Поведении и Окружении. Миссия, Убеждения и Ценности в таком случае скорректируются, но могут и остаться прежними. Например, сотрудник завершил обучение, повысил квалификацию, перешел на вышестоящую должность. В результате приобретения новых навыков поменял окружение (перешел в более профессиональный и дружелюбный коллектив), поведение стало более уверенным. Жизненные принципы и идентификация остались прежними.
С проблемами сталкиваются все. Выгорание на работе, страдание от одиночества, трудности в общении с коллегами – вариантов могут быть тысячи. Даже при одинаковых обстоятельствах решения отличаются – подбираются индивидуально для каждой личности.
Пирамида логических уровней Роберта Дилтса – универсальный инструмент, который помогает:
Модель логических уровней удобна для определения своего предназначения, она дает возможность максимально раскрыть свой потенциал, способности. Пирамиду успешно используют для разрешения нестандартных ситуаций. В нашем случае (публичные выступления) она поможет выявить проблемы аудитории и предложить их эффективные решения.
Дилтс предложил четкую и понятную схему, благодаря которой можно быстро разложить по полочкам любую ситуацию.
При всех преимуществах модель имеет ряд минусов. В 2013 году в своей статье о «логических уровнях» Вудсмол критикует ее за отсутствие четкого механизма применения. По его мнению, предложенный Дилтсом инструмент полезен, но не универсален. Как считает В. Вудсмол, инструкции по использованию пирамиды предполагают вольную интерпретацию выводов – нет возможности убедиться в их правильности.
Она имеет шесть ступеней, расположенных по мере значимости. Существует 3 принципа логической модели:
Предположим, друг делится с вами своей жизненной позицией, и вряд ли его заинтересует ваше мнение в части бытовых вопросов.
Характеризует среду обитания. Имеют значение:
Низший уровень затрагивает преимущественно материальную сторону, касается повседневной жизни.
В центре внимания – деятельность человека и качество его взаимодействия с другими:
Второй уровень отражает действия, поступки, образ жизни. К примеру, сотрудник считает себя недооцененным – он уверен, что на позицию начальника отдела следовало назначить его, а не Василия Петровича. Если провести анализ, выяснится, что он регулярно опаздывает, обязанности выполняет кое-как, что в результате негативно сказалось на карьере. Ситуация улучшится, если он начнет проявлять большее усердие и начнет вовремя приходить на работу.
Речь идет не об особых навыках в каком-то направлении, а умении мыслить стратегически – делать правильный выбор. Важные качества:
Предположим, два абитуриента выбирают направление учебы. Один предпочел факультет с наименьшим проходным баллом, второй выбрал более сложный для поступления, но перспективный в плане будущего трудоустройства. Каждый получит желаемое, но результат будет разным.
Жизненная позиция и принципы, которых придерживается личность, влияет на поведение, окружение, способности. Убеждения формируются в семейном кругу, на них влияет общение с авторитетными людьми. Человек выявляет у себя стереотипы, которые тормозят продвижение вперед, к цели. Их устранение даст возможность достичь цели. Ценности у всех индивидуальные. Это могут быть борьба за гендерное равенство, противостояние коррупции, пропаганда здорового образа жизни, благотворительность.
Пример. Компании участвуют в тендере, руководитель одной из них знает наверняка, что для победы в конкурсе надо договориться с главой комиссии, но это противоречит его принципам. У него есть два варианта: первый – отказаться от участия, второй – несмотря ни на что играть честно и стараться предложить наиболее выгодные условия.
Как человек себя воспринимает, кто он? На этом уровне люди часто кардинально меняют свою жизнь. Получив медицинское образование, новоиспеченный доктор понимает, что не видит себя в этой сфере, и становится художником, так как уверен, что это его призвание. Перспективный финансист отказывается от выгодного оффера, осознав, что ему больше нравится заниматься дизайном. Самоидентификация может стать как толчком к дальнейшему прогрессу, так и деморализующим фактором. Например, если руководитель компании считает себя неудачником по определенным причинам (не удается заключить по-настоящему крупную сделку, одолевают проблемы в семейной жизни и прочее), бизнес, который имеет все шансы стать успешным, останется на весьма среднем уровне.
Высший уровень отражает персональные ориентиры. Затрагивает такие факторы, как:
Эта ступень касается духовного аспекта в глобальном смысле – что привнесет конкретный человек в этот мир, какой след оставит после себя.
Традиционно работа с пирамидой логических уровней Дилтса предполагает самоанализ. Для каждой ступени предполагается свой набор вопросов, на которые надо ответить. Ниже представляем ориентировочный список – на практике адаптируйте его по себя.
Они нужны для адаптации логических уровней Роберта Дилтса под конкретную личность.
Это даст возможность действовать точнее:
Предположим, Владимир в старших классах работал мойщиком машин и откладывал заработанные деньги на учебу. Он достиг цели, поступил в университет, получил хорошую специальность, устроился на высокооплачиваемую работу. Это повлияет не только на его жизнь, но и близких родственников, которым он сможет помогать финансово.
На основе разработанной Дилтсом модели Алексей Андрианов предложил методику подготовки к публичным выступлениям. Она детально изложена в книге SpeechBook. Стратегия предполагает постепенный подъем с низших ступеней к вершине пирамиды. Основные рекомендации:
А. Андрианов придумал матрицу фраз, основанную на пирамиде Дилтса. В ней расписаны универсальные варианты для каждой ступени:
Обратите внимание, что каждая из фраз нацелена на то, чтобы добиться единения со слушателями. С их помощью выступающий сообщает аудитории, что у него много общего с ней, что он заранее на стороне каждого слушателя. Подобный прием очень выгоден, когда приходится общаться с нелояльными собеседниками – настроенными враждебно или, как минимум, скептически. Используйте фразы из матрицы на соответствующих уровнях, при необходимости адаптируйте под конкретную аудиторию. Возможная структура спича:
Рассмотрим три варианта. Мы подобрали разноплановые примеры:
Структура выступления во всех случаях будет одинаковой, но стиль подачи информации, идейный посыл – разными. В первом случае подойдет упрощенный вариант общения, во втором и третьем – с преобладанием профессиональной лексики. Отличаются и задачи. Так, для работников гипермаркета это повышение качества сервиса, для инструкторов – внедрение новых эффективных техник преподавания, для менеджеров – использование перспективных методов продвижения продукции и взаимодействия с клиентами.
Пирамида Дилтса – полезный инструмент, который позволяет разложить ситуацию по полочкам и быстро найти наиболее эффективное решение. Модель удобно использовать при подготовке речи для выступлений перед любыми категориями слушателей – от простых работников до академиков. Она состоит из 6 уровней:
Уровни всегда влияют на нижние и лишь иногда – на более высокие. По структуре пирамиды начинайте выступление с Окружения и завершайте Миссией – идите снизу вверх. В заключение озвучьте призыв к действию.
Аудиореклама в ВК: как сделать рекламу в музыке
Хочу получать интересные новости блога
23 февраля 2022
22 февраля 2022
24 февраля 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных