Карта эмпатии клиента – это инструмент, который помогает составить детальный портрет целевой аудитории. Ее применяют в B2B и B2C сегментах для разработки маркетинговой стратегии, при запуске нового продукта или его изменении. При этом учитывают потребности, страхи, проблемы и отношение к товару или услуге типичного покупателя. Рассказываем, как составить карту эмпатии.
Существует три вида карт эмпатии: карта Остервальдера, «Звезда» и «Квадрант потребителя». Их главные отличия – количество блоков с вопросами и, соответственно, объем информации о клиенте. Карта Остервальдера – это расширенный и детализированный вариант эскиза, который придумал и использовал в работе Грей Дэйв – основатель компании «XPLANE» и автор книги «Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес». Изначально карта состояла из шести блоков:
Первоначальный вариант карты эмпатии Г. Дэйва. Источник: блог А. Покровского
Вдохновившись идеями построения бизнес-моделей Александра Остервальдера, Грей обновил схему и добавил два блока – с целями компании и чувствами клиента.
Карта Остервальдера. Ее плюс – понятная последовательность заполнения блоков.Источник: Original Works
Ответы на указанные в карте вопросы помогают взглянуть на продукт глазами потенциального потребителя и разработать для него подходящее УТП. Звезда состоит из шести традиционных вопросов, но может включать дополнительные блоки. Например, риски запуска рекламной кампании. Ее используют тогда, когда уже заполнили карту Остервальдера, а данных для более глубокого анализа ЦА не хватает.
Пример базовой схемы-звезды
Квадрант потребителя – упрощенная карта эмпатии. Она состоит из четырех блоков:
Пример квадранта потребителя
Карта эмпатии клиента – универсальный способ ближе «познакомиться» с целевой аудиторией, поэтому ее можно легко адаптировать под разные задачи. Например, она пригодится в следующих сферах:
Используйте речевую аналитику Calltouch Предикт, чтобы лучше узнать целевую аудиторию вашей компании и улучшить работу колл-центра. Технология автоматически распознает речь человека, фиксирует пол звонящего и тип обращения, представляет текстовую расшифровку разговора менеджера и клиента.
Работа над картой эмпатии клиента включает пять основных этапов:
Рассмотрим их подробнее.
Определите, кто будет работать над картой. Это должны быть сотрудники, взаимодействующие с клиентами на разных этапах продажи продукта и готовые поделиться профессиональным опытом. Затем выберите источники, которые помогут найти сведения о целевой аудитории. Например, социальные сети, профильные СМИ, тематические площадки и форумы. Там вы сможете узнать боли потенциальных клиентов. Но не будьте молчаливым наблюдателем – активно взаимодействуйте с аудиторией, проводите опросы, чтобы узнать мнения и пожелания потребителей, или тестируйте услугу на фокус-группе.
Определите, для чего именно вам нужно изучить ЦА. Например:
Это поможет отсортировать полученную информацию, выделить полезные материалы и правильно ответить на вопросы.
В центре любого шаблона карты эмпатии находится персонаж – типичный потребитель товара или услуги. Придумайте ему имя, возраст, социальную роль. Например, «Дарья, 21 год, студентка». Затем заполните блоки:
Регулярно просматривает развлекательный контент, рекламные ролики и короткие новостные заметки во Вконтакте; не смотрит телевизор и не читает газеты; советуется с семьей перед покупкой дорогих вещей.
Учится в университете с 8:00 до 15:00; любит активные мероприятия и веселые компании; следит за модой; опирается на рекомендации и отзывы блогеров, артистов, инфлюенсеров.
не может позволить себе товары люкс-класса, поэтому, чаще всего, делает выбор в пользу масс-маркета; не хочет быть белой вороной среди сверстников; любит выделяться и привлекать к себе внимание.
Обсуждает в социальных сетях тренды и антитренды; не тратит время на негативные отзывы на сайте магазина; заказывает товары с быстрой доставкой на онлайн-площадках.
Опасается, что провалит сессию и лишится стипендии; недостаточно ежемесячного дохода, поэтому долго откладывает покупку.
Популярность среди сверстников; экономия на покупках без потери в качестве; возможность быть стильной и красивой за разумные деньги.
Сделайте карту наглядной. Используйте магнитную доску со стикерами или обычный ватман, чтобы отразить собранную информацию. Так вы облегчите ее восприятие, сможете быстро дополнять схему и перемещать записи из одного блока в другой.
Одно дело – отражать на карте факты реального поведения клиентов, другое – строить догадки. Если в процессе работы над портретом типичного потребителя у вас возникли трудности, позвольте команде еще раз собрать, проверить и проанализировать сведения. Оставьте карту в открытом доступе, чтобы сотрудники могли при необходимости обращаться к записям и дополнять их. Подключите сквозную аналитику Calltouch, чтобы собирать подробные отчеты по клиентам. Система анализирует глубину касаний перед совершением сделки, LTV конкретного человека, а также выделяет ТОП-покупателей, которые приносят большую часть прибыли компании. Используйте эти сведения для ретаргетинга.
Работа в одиночку. Подключайте к работе над картой эмпатии несколько человек, чтобы всесторонне изучить ЦА. Только тогда у вас получится создать полный и точный портрет потребителя. Мало источников. Используйте все доступные вам каналы, чтобы получить необходимые сведения. Руководствуйтесь принципом «Чем больше, тем лучше». Пусть это будут интервью, опросы, исследования, статистика, успешные кейсы компании. Нет связи с продуктом или проблемами клиента. Отражайте в карте индивидуальные преимущества продукта, которые выделяют его среди аналогов. Потребитель хочет знать, почему он должен купить именно у вас, и какие выгоды он получит от покупки.
Как сделать дайджест — примеры и инструкция
Хочу получать интересные новости блога
4 мая 2022
5 мая 2022
6 мая 2022
7 мая 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных