Calltouch Performance Awards 2021

U UAT тестирование

Прежде чем продавать продукт целевым клиентам, нужно убедиться в том, что пользователи смогут работать с ним так, как этого хочется им. Для этого и пригодится пользовательское приемочное тестирование (User Acceptance Testing). Что это такое, когда и как его использовать — в нашей статье.

Что такое UAT

Это процесс, при котором группа людей изучает эффективность сервиса, его функционала. Другое название — бета-тестирование. 

UAT нужен для того, чтобы:

  • понять, как ведет себя продукт в реальных условиях, соответствует ли результат задумке;

  • выявить, были ли добавлены все возможные функции;

  • проверить, есть ли ошибки, которые будут мешать пользователю.

Роль UAT

Тестирование — это одна из составных частей создания проекта. Разработчик продукта должен заострить внимание на каждом из рабочих этапов:

Иллюстрация показывает, что пользовательское тестирование контроля за соблюдением всех поставленных требований к проекту.


Типы пользовательского приемочного тестирования

UAT тестирование делится на виды:


  • Альфа/бета-тестирование. 

На этапе альфа вместо пользователей продукт тестируют сотрудники и другие приближенные к проекту люди. Бета-тест — это следующий шаг, когда для проверки собирается группа потенциальных клиентов. Например, когда разработчики игр рассылают приглашения на тематические ресурсы, чтобы набрать людей.


  • Контрактное приемочное тестирование.

Используется для проверки: соответствует ли проект всем требованиям соглашения между всеми участниками. Чаще всего процесс необходим при работе с наемной командой разработчиков. Заказчику нужно убедиться, что подрядчик реализовал все задачи.


  • Законодательное приемочное тестирование.

Помогает удостовериться в том, что продукт не нарушает законы и соответствует всем нормам в пределах конкретной отрасли. Чаще всего проверка нужна для проектов в сфере здравоохранения и финансов.


  • Операционное приемочное тестирование.

Определяет эффективность процессов, которые происходят вне видимости клиента (внутри компании), но необходимы для реализации всех функций продукта. Этот тип помогает проанализировать сбор данных, защитные системы и так далее.


  • Тестирование по стратегии черного ящика.

Предназначен для изучения причинно-следственной связи между пользовательским взаимодействием с продуктом и результатом, который получается за счет этого. На этом этапе людям объясняют, для чего предназначен продукт, но как именно он работает они изучают самостоятельно.


Когда продукт готов к проведению UAT

Пользовательское тестирование нельзя начинать только по собственному желанию. Продукт должен быть готов к нему. Для этого соблюдаются некоторые условия:

  1. Четко сформулировать бизнес-требования.


Требования излагаются в документах user acceptance testing, чтобы:

  • все стороны пришли к соглашению;

  • сформулировать, как разработчики видят продукт;

  • собрать информацию для следующих стадий работы;

  • описать, как продукт решит проблемы пользователей, удовлетворит потребности бизнеса и клиентов.


  1. Продукт должен работать на максимум.

UAT testing не относится к функциональным тестам. Он не пригоден для поиска сбоев в работе, багов и ошибок. Вместо этого пользовательское тестирование нацелено на юзабилити — функционирует ли все таким образом, как это было задумано. Если на данный момент проект требует доработок, то он еще сырой для UAT.


  1. Ошибки нужно регистрировать, исправлять и повторно тестировать.

При разработке продукта команда столкнется с проблемами. Для подготовки к пользовательскому тестированию их нужно не только исправлять, но и фиксировать в отдельном файле:

  • в чем была проблема;

  • как ее устранили;

  • подтверждение, что проводилось тестирование;

  • результат исправления.


Такой метод создает прозрачную структуру и наглядность работы, которая удовлетворит все заинтересованные стороны.


  1. Тестовая команда должна одобрить.

На этом этапе команда разработчиков и остальные стороны проекта подтверждают готовность к бета-запуску среди ограниченного круга пользователей.


Как провести пользовательское приемочное тестирование

User acceptance testing требует соблюдения правил:


План, требования и сроки.

Нужно подготовить план работ и ознакомить с ним все стороны, команду разработчиков. Рекомендуется в письме указать детали, сроки и цели тестирования, затем собрать конференцию с участниками, чтобы выделить основные моменты.


Данные.

Всю информацию для теста нужно подготовить заранее, чтобы у пользователей не было проблем. В работе могут понадобится объемные таблицы данных, описание параметров.


Настройка тестируемой среды.

В процессе проверок нужно подготовить среду: инсталлировать ПО, софт, настроить программу. Во время тестов может понадобится периодически возвращать продукт в исходное состояние. Чтобы не возникало проблем, пользователям нужно дать инструкции.


Документация, инструкции.

У пользователей всегда в доступе должны быть требования к системе, сопроводительные бумаги (даже «help»). Исходная информация позволит команде находить неточности и ошибки.


Контакты для сопровождения.

Пользователям нужно дать контакты лиц, ответственных за поддержку. Если они найдут ошибку, то должны знать, к кому им обращаться.

Участникам тестирования нужно объяснить, кто ответственен за:

  • координацию теста;

  • требования к продуктам;

  • технические моменты, связанные с ПО;

  • вопросы по тестированию;

  • права, доступы, аккаунты;

  • установку софта и настройку тестируемой среды.


Отслеживание статуса.

Нужно дать пользователям информацию о статусе тестирования: какие работы были проделаны, где будут задержки, какие ошибки выявлены. Так они смогут оценить общую картину и понять свою задачу.


Отчет и итоги пользовательского тестирования.

Пользователям нужно предоставить финальный отчет. Он должен показать, на что повлияла работа. В отчете указывают:

  • какие проблемы были выявлены, их оценка;

  • планы по исправлению недочетов;

  • этапы планируемой оптимизации и будущих тестов;

  • результат приема работы и последующие шаги: будет ли одобрена версия для выпуска, планируется ли доработка.


Дополнительное общение с пользователями.

Нужно наладить неформальное общение с участниками процесса. Это могут быть звонки с вопросами о том, как идет работа, есть ли трудности и даже простое «как дела».

Заключение

User acceptance testing — это емкий и важный процесс для подготовки проекта к выпуску. Следуя правилам, можно предоставить пользователям и заказчикам качественный, отлично протестированный и отлаженный продукт. Если тестирование крупное, можно подключить профессиональных тестировщиков.


Читать