Метод «зеттелькастен» или «цеттелькастен» предложил Никлас Луман — немецкий социолог и философ. Он обладал выдающейся работоспособностью — выпускал по две книги в год и написал около 500 научных статей. Согласитесь, такая продуктивность свойственна не каждому. Если вы сталкиваетесь с недостатком идей, попробуйте придерживаться принципов zettelkasten. Рассказываем, в чем они заключаются.
«Zettelkästen» в переводе с немецкого — «ящик для заметок». Так называется метод Лумана для структурирования информации и установления причинно-следственных связей.
Ученый написал более 70 книг, что доказывает эффективность зеттелькастена.
Никлас Луман получил образование в Гарварде. Затем он защитил две диссертации по социологии и стал доктором наук, а потом и профессором университета Билефельда.
Ученый удивлял окружающих впечатляющей работоспособностью и рассказывал, что использует авторский метод — записывает идеи в карточки, а затем раскладывает их по специальным ящикам. Эта картотека представляла собой деревянный шкаф из 24 отсеков.
Главный принцип метода — «одна идея — одна карточка». Луман присваивал каждой порядковый номер, а когда хотел развить ту или иную мысль, добавлял «дочернюю заметку». Например, к идее №3 относились карточки 3.1, 3.2, 3.3. Заметки к ним помечались дополнительной буквой, например 3.1а.
В зеттелькастене Лумана даже была заметка 21.5а10а2. Когда карточек стало слишком много, ученый решил установить между ними причинно-следственные связи. После этого идеи перестали существовать в его картотеке отдельно — к каждой были привязаны несколько других, которые пересекались между собой по смыслу или цели. На этом Луман не остановился и начал писать в карточках источники идей (например, названия прочитанных книг), а также составлять списки ключевых слов для каждого блока.
Зеттелькастен Лумана до сих пор хранится в университете Билефельда. В нем хранится 90 000 карточек. Однако поклонники метода восторгаются не столько объемом картотеки, сколько уникальной сетью связей между идеями.
Как раскрутить аккаунт в Инстаграм*: секреты продвижения бизнес-аккаунта
Используйте специальные приложения, которые работают точь-в-точь по принципу знаменитой картотеки — они значительно упростят ведение заметок.
Небольшая инструкция:
Zettelkästen особенно полезен для креативных специалистов. Благодаря этому методу рабочий процесс станет проще и структурированнее. Во время командного брейншторма сотрудники могут упустить в творческом порыве много интересных идей. Составьте большой список со всеми предложениями, разделите на тематические блоки и создайте в каждом из них заметки — части одной большой идеи.
В первую очередь тем, кто не может регулярно и беспрерывно работать над идей. Чересчур творческие неусидчивые личности избегают любых систем планирования, поскольку воспринимают их как рамки, которые ограничивают полет креатива. Кроме того, ведение картотеки требует терпения, которое есть не у всех.
Если вам регулярно нужно моментально принимать решения и генерировать экспресс-идеи, у вас не будет времени создавать заметки для zettelkästen, выстраивать взаимосвязи между карточками и систематизировать картотеку. Метод рассчитан на долгосрочную, планомерную работу.
Отслеживайте эффективность рекламы с помощью Коллтрекинга Calltouch. Сервис автоматически формирует отчеты об источниках звонков. Это позволит вам выявить бесполезные маркетинговые площадки и оптимизировать бюджет.
Когда начнете создавать свои карточки, следуйте принципам метода zettelkästen, иначе не сможете оценить его эффективность. Итак:
Систематизируйте информацию о своем маркетинге. В этом вам поможет Сквозная аналитика Calltouch. Сервис автоматически собирает детальную статистику о рекламных кампаниях на разных площадках. С ним у вас всегда будут под рукой актуальные данные о затратах на продвижение, лидах и сделках.
Чтобы вынести из зеттелькастена максимум пользы, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Хочу получать интересные новости блога
29 марта 2023
28 марта 2023
27 марта 2023
30 марта 2023
31 марта 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных