Посетители часто не совершают целевых действий, которых ожидают от них владельцы сайтов. Часто причина в технической составляющей, которая делает ресурс неудобным для использования, в результате бизнес теряет клиентов и потенциальную прибыль. Юзабилити сайта помогает в решении этой проблемы, оптимизируя ресурс под взаимодействие с пользователем.
Юзабилити — это качество, которое определяет, насколько понятны и удобны пользовательские интерфейсы в использовании. Более подробно это можно было бы раскрыть так:
«Юзабилити — это то, насколько продукт, рассчитанный на определённый сценарий использования определённым пользователем, способствует достижению им результата максимально эффективным и комфортным образом».
Или коротко:
«Юзабилити — это дизайн с точки зрения пользователя».
Сам термин также отсылает к различным методам улучшения и облегчения интерфейсов. Это понятие ориентировано в большей степени именно на функционал и эргономику, нежели чем на визуальную и эстетическую составляющую. Юзабилити интересует результат взаимодействия клиента с системой и построение пути к нему.
Один из основоположников направления — специалист по интерфейсам Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) — определил следующие компоненты юзабилити с точки зрения пользователя:
Также Нильсен предлагает оценивать Пользу интерфейсов и определять Полезность по формуле:
Полезность = Юзабилити + Функциональность, где
Функциональность — даёт ли интерфейс то, что вам нужно;
Юзабилити — насколько легко и приятно с ним работать.
Также Нильсен описал 10 принципов хорошего юзабилити:
Развитие технологий всё больше усложняет принципы построения и использования систем. Сейчас нам многое может казаться обыденным, но исторически простые и уже привычные нам задачи раньше вовсе не были такими лёгкими в исполнении.
Например, работа в текстовом редакторе или взаимодействие с веб-страницами. Лёгкость и доступность работы с этими вещами — в немалой степени заслуга не только технического прогресса, но и оптимизации интерфейсов. Специалисты адаптируют интерфейсы под конечного пользователя — в том числе и прежде всего подтого, который не обладает специальными знаниями.
Как следствие, это облегчает и ускоряет обучение, расширяет список доступных навыков, упрощает решение ряда задач, либо позволяет решать совершенно новые, повышает производительность труда.
С точки зрения восприятия значение юзабилити следующее:
С точки зрения пользователя, он может спокойно и продуктивно работать с программой и не чувствовать себя некомпетентным.
С точки зрения разработчика, юзабилити — важный аспект востребованности и популярности системы в целом, ведь она создаётся для кого-то.
С точки зрения менеджера, продукты с плохим юзабилити потребуют больше времени и энергии на освоение от пользователя, а это очень плохое конкурентное «преимущество».
Компания Apple, например, с самого начала, с момента своего основания Стивом Джобсом и Стивом Возняком построила свою стратегию практически целиком на следующих основаниях. Продукты, как программные, так и девайсы. должны быть более дружелюбными к пользователю. В итоге пользователи стали готовы платить больше за то, чтобы всё было просто, понятно и работало «out of the box» — из коробки.
Наконец, с точки зрения участия интерфейсов в продажах — интернет-магазины, кассы и терминалы самообслуживания — человек не сможет купить то, что он не может найти.
Это первое правило e-commerce.
В интернете, если пользователь не может что-то найти, он уходит. Даже если страница не грузится в течение более 2 секунд огромная доля пользователей отказывается от её просмотра.
Вести бизнес играючи: в чем ценность геймификации и как ее внедрить
Для улучшения работы сайта важно понять, из каких составляющих складывается показатель. У юзабилити сайта есть единица измерения, определенная стандартом ISO 9241-210. Оно формируется на основании усилий, которые пользователям необходимо потратить на поиск нужной информации и достижение конечной цели. Этот показатель называется стоимостью взаимодействия. Он считается низким, если посетители не прикладывают дополнительных усилий для получения необходимого результата.
Юзабилити сайта или приложения по этому показателю можно оценить в соответствии с количеством кликов и временем, которое тратится на решение задачи.
Отдельный важный элемент — это тестирование юзабилити, то есть проверка интерфейса на доступность для конечного пользователя, которому предстоит с ним работать.
Для оценки интерфейсов с позиции пользовательского удобства существуют специальные методики. Главным постулатом здесь можно назвать: «Фокус на том, что пользователь делает, а не на том, что говорит».
Цели тестирования можно кратко обозначить так:
Тестирование юзабилити позволяет снизить риск того, что на выходе получится нечто совсем не соответствующее цели, что будет поздно исправлять. Оно направлено на поиск проблем в использовании интерфейса на стороне пользователя в зародыше, пока их ещё можно устранить сравнительно быстро и дёшево. Тестирование позволяет сохранить время, деньги и другие ценные ресурсы.
Для тестирования используются методики:
Главный метод один и он простой — взять среднего пользователя, дать ему задачу в незнакомом окружении и предложить её решить целиком самостоятельно. Далее останется смотреть, как он будет действовать, а потом опросить.
Можно опробовать также несколько вариантов интерфейса — то есть, провести своего рода A/B-тестирование.
Хорошей практикой считается распределение до 10% бюджета дизайн-проекта на разработку, тестирование и оптимизацию юзабилити.
Улучшение юзабилити сайта начинается с его аудита, который даст полноценную оценку всем процессам. На основе анализа можно сделать вывод о проблемах, которые потребуется оптимизировать. К основным параметрам оценки относят:
Удобство сайта — один из ключевых показателей веб-ресурса, определяющий длительность пребывания посетителей и количество сделанных заказов. Чем дольше пользователи находятся на сайте, тем выше вероятность того, что они приобретут продукт. Однако это положение справедливо только для тех сайтов, которые располагают удобной системой навигации и помогают посетителям быстро ориентироваться в структуре ресурса. Если же показатель юзабилити низкий, сайт не принесет никакого результата, а его содержание будет оборачиваться только убытками.
Хочу получать интересные новости блога
30 апреля 2023
1 мая 2023
2 мая 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных