Поехали!
Скоринг клиентов от 5 000 рублей для космической конверсии
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2Vtzqwe74nB
20 апреля 2023
Темы | Продажи
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Что такое даркстор и почему это выгодно для бизнеса

20 апреля 2023
14 мин на чтение
11935
Что такое даркстор и почему это выгодно для бизнеса
author__photo

Если два года назад быстрой считалась доставка товаров в день заказа, то сейчас существуют сервисы, которые привозят продукты за 15–30 минут. Речь идет о дарксторах, которые задают тренд гиперлокальной доставки. Они привлекают покупателей быстрым и удобным сервисом, большим ассортиментом и креативным подходом к рекламе.

Разбираемся, что такое dark store, чем он отличается от обычного магазина у дома и как запустить бизнес в новом формате так, чтобы отстроиться от крупных игроков рынка.

Что такое даркстор

Даркстор — это маленький склад или магазин без торгового зала. Клиенты совершают покупки через приложение или сайт компании. А сотрудники «темного магазина» собирают заказы и передают их курьерам, которые доставляют товары в радиусе 2–5 км, иногда больше — зависит от используемого транспорта.

Первооткрыватель формата dark store в России — розничная торговая компания X5 Retail Group, запустившая весной 2017 года онлайн-продажи для супермаркетов «Перекресток». Спустя год открылись дарксторы, у которых нет офлайн-маркетов, — «Самокат» и Яндекс Лавка.

Сейчас в России несколько десятков ритейлеров, которые работают через дарксторы: «ВкусВилл», «Сбермаркет», «Магнит», «Пятерочка» и другие. Все они предлагают быструю доставку и широкий ассортимент товаров — это основные конкурентные преимущества «темных магазинов».

Специфика бизнес-модели

Дарксторы, в отличие от офлайн-маркетов и складов, ориентированы на онлайн-продажи. Покупателям не нужно подстраиваться под время работы магазинов — заказать продукты, бытовую химию и другие товары можно в любые день и время.

У дарксторов и маркетплейсов тоже есть отличия. Если в первых продают товары повседневного спроса (FMCG-сегмент), то во вторых ограничений по ассортименту нет. А еще на маркетплейсах товары реализует не один продавец, а сотни селлеров.

Основные нюансы, которые определяют специфику бизнеса:

  • Использование IT-технологий. Операционная модель дарксторов, в отличие от обычных складов или магазинов, предполагает активное внедрение искусственного интеллекта. Он помогает не только собирать заказы, поступающие от клиентов, но и прогнозирует потребительский спрос. Это важно для регулирования стоимости доставки и определения необходимого числа курьеров.
  • Эффективный брендинг. Креативный фирменный стиль, удобный интерфейс, дружелюбная коммуникация — для дарксторов позиционирование является одним из главных аспектов работы. В отличие от стандартных офлайн-маркетов, «темным магазинам» важно транслировать аудитории целостный и логичный образ, предлагать новые удобные опции. Например, возможность выбрать интервал доставки или оставить заказ у двери.
  • Гибкая маркетинговая стратегия. Применение IT-технологий позволяет отслеживать стандартную потребительскую корзину и предлагать клиентам выгодные решения, в зависимости от образа жизни, частоте заказов, предпочтений. Для продвижения дарксторов активно используют соцсети и e-mail рассылки, проводят коллаборации с другими брендами, привлекают инфлюенсеров.

Чтобы отслеживать эффективность маркетинговой стратегии, подключите Сквозную аналитику Calltouch. Сервис автоматически собирает информацию с рекламных площадок и из CRM в единый отчет. С опорой на него вы корректно построите воронку продаж, а также сделаете выводы о результативности стратегии продвижения. 

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Плюсы и минусы

Главное преимущество дарксторов — удобство. Они позволяют покупателям совершать заказы, не выходя из дома или офиса, а ритейлерам — экономить на издержках, охватывать всю целевую аудиторию города присутствия, эффективнее продвигать бренд.

Основные выгоды, которые получает бизнес в формате dark store:

  • Скорость работы. Согласно отчету Data Insight, «Самокат» привозит заказы за 21 минуту, «ВкусВилл» — за 33 минуты, «СберМаркет» — за 65 минут. Скорость доставки — важное преимущество для бизнеса, от которого напрямую зависит доход.
  • Сокращение издержек. Ритейлеры экономят на аренде и оформлении торговых залов, обслуживании посетителей. Расходы на персонал тоже могут быть ниже, чем в офлайн-маркете — все зависит от объема склада. В одном небольшом дарксторе работают несколько сборщиков и курьеров.
  • Больше возможностей для масштабирования. Открыть склад проще и быстрее, чем офлайн-магазин. Обычно площадь даркстора меньше — отсутствует кассовая зона, а товары лежат штабелями для удобства сборщиков, а не красиво выставляются на продажу. 

Как и у любого формата бизнеса, у дарксторов есть минусы. Первое и главное — высокая конкуренция. Например, «Самокат» привозит товары за 15–30 минут. Яндекс Лавка предлагает разнообразную готовую еду, а «ВкусВилл» — бесплатную доставку 24/7 при любой сумме заказа.

Конкурировать в таких условиях сложно и дорого. Необходимо преимущество, которое позволит быстро и выгодно отстроиться от конкурентов. А еще потребуется разработать удобное приложение, привлечь клиентов, запустить как минимум 2–3 склада и найти добросовестных ответственных курьеров.

Подходят ли дарксторы для любого бизнеса

Формат dark store ориентирован на продажу в сегменте FMCG: продуктов питания, готовой еды, бытовой химии, косметики, других товаров повседневного спроса. Непродовольственные ритейлеры тоже могут подключиться к онлайн-торговле — именно дарксторы помогли «Леруа Мерлен» в период изоляции.

Но в этом случае важно заранее продумать логистику и хранение — маршруты и количество курьеров, тип транспорта, площадь складов, особенности сборки. К тому же покупатели охотнее заказывают онлайн повседневные товары, чем те же строительные, цены на которые ощутимо выше.

Распределяйте маркетинговый бюджет рационально. Чтобы определить, какая реклама приносит новых клиентов, а какая — напрасно расходует средства, подключите Коллтрекинг Calltouch. Сервис определит конверсию и стоимость каждого звонка. Также вы узнаете, обращался ли этот клиент к вам ранее. На основании объективных данных вы вовремя отключите рекламные площадки, которые не приносят лиды.

Коллтрекинг
Отслеживайте источники звонков
с рекламы для ее оценки
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов. Слушайте звонки и улучшайте работу менеджеров.
Перейти

Как устроен даркстор

Принцип работы дарксторов максимально простой. Сначала покупатель оформляет онлайн-заказ на сайте или в приложении. Затем работники собирают его на складе и передают курьерам, которые отвозят товары на велосипедах и самокатах, как в «Самокате» или на автомобилях, как во «ВкусВилле».

Внутри даркстор похож на обычный магазин, но без торгового зала и кассы. Там нет покупателей — только сборщики. Они не тратят время на выкладку товаров или оформление ценников — для их удобства вся продукция рассортирована по назначению и частоте приобретения, поэтому на сборку обычно уходит 2–3 минуты.

Товары сразу передают свободным курьерам. Если заказов много, стоимость услуги может увеличиваться. Это стандартный способ регулирования спроса и предложения, к которому часто прибегают дарксторы, чтобы не задерживать доставку и не терять лояльных покупателей.

Что нужно для открытия своего «темного магазина»

Чтобы продавать товары через дарксторы, предстоит выбрать локацию, определиться с ассортиментом и логистикой. А также закупить оборудование и решить вопрос с сервисным обслуживанием еще до начала открытия. Разберем каждый этап.

Выбор локации

Основная задача любого даркстора — быстро отдать заказ. Для этого «темный магазин» должен располагаться близко к покупателю. Чем меньше расстояние до клиента, тем больше удастся сэкономить на логистике — например, не предоставлять транспорт, а работать с пешими курьерами.

Если вы начинаете не с нуля и уже владеете несколькими торговыми точками формата «у дома» — это отличные кандидаты на переоборудование в dark store. Вы уже платите за аренду, магазины имеют постоянных посетителей — можно спрогнозировать трафик, исходя из реального покупательского спроса.

Ассортимент

Логично фокусироваться на товарах, которые нужны всем и всегда — на продуктах питания. Можно сделать базовый ассортимент продовольственных товаров и акцент на конкретную нишу. Например, на свежие фрукты и овощи, фермерское мясо или напитки по домашним рецептам.

Продуктовую «полку» необходимо адаптировать к потребительскому спросу. Двух-трех недель работы будет достаточно, чтобы понять, какие товары заказывают чаще всего, и увеличить их разнообразие. Если дарксторов у вас несколько, адаптируйте ассортимент с учетом спроса в конкретном районе — он может сильно отличаться.

Логистика

В дарксторах логистика состоит из двух этапов. Первый — сборка заказа на складе, второй — курьерская доставка. Чтобы первый процесс происходил быстро, необходимо организовать удобное пространство для сборки: продумать размещение товаров и пути перемещения сборщика по залу.

Курьеры могут доставлять заказы пешком, на самокатах, велосипедах, автомобилях. Если сотрудников не хватает, можно пользоваться услугами сторонних курьеров и даже такси — так делает «ВкуссВилл».

Сервисное обслуживание

В «темных магазинах» нет касс и POS-систем, но есть холодильники, кондиционеры и другое оборудование, за которым важно следить. Необходимо соблюдать чистоту на складе и регулярно проверять электрику — иначе сотрудники санэпидемстанции найдут нарушения и выпишут штрафы.

Сервисное обслуживание можно выполнять самостоятельно. Но если дарксторов много, проще передать эти обязанности профильной организации — например, заключить договор на профилактические работы раз в месяц и срочный выезд в случае неисправности оборудования.

Коротко о главном

  • Даркстор — магазин, в котором клиенты делают покупки онлайн, а заказы собирают и доставляют сотрудники на закрытом складе.
  • К преимуществам формата dark store относят скорость доставки, экономию на издержках, широкий охват территории. К минусам — большую конкуренцию.
  • Чтобы открыть даркстор, необходимо выбрать локацию, продумать маршрут для быстрой доставки, определиться с ассортиментом.
  • Самое сложное в формате dark store — отстроиться от крупных конкурентов, таких как «Самокат», Яндекс Лавка, «ВкусВилл» и других.
Сколько стоит открыть даркстор?

Дакрсторы — дорогая инфраструктура. Чтобы организовать ее с нуля, потребуется около 3–4 млн рублей. Большая часть денег уйдет на разработку сайта и приложения с удобным интерфейсом, закупку товаров, рекламу, аренду помещения. К этому прибавляются операционные расходы на содержание локации — в среднем, около 400 000–500 000 рублей в месяц.

Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить