Если два года назад быстрой считалась доставка товаров в день заказа, то сейчас существуют сервисы, которые привозят продукты за 15–30 минут. Речь идет о дарксторах, которые задают тренд гиперлокальной доставки. Они привлекают покупателей быстрым и удобным сервисом, большим ассортиментом и креативным подходом к рекламе.
Разбираемся, что такое dark store, чем он отличается от обычного магазина у дома и как запустить бизнес в новом формате так, чтобы отстроиться от крупных игроков рынка.
Даркстор — это маленький склад или магазин без торгового зала. Клиенты совершают покупки через приложение или сайт компании. А сотрудники «темного магазина» собирают заказы и передают их курьерам, которые доставляют товары в радиусе 2–5 км, иногда больше — зависит от используемого транспорта.
Первооткрыватель формата dark store в России — розничная торговая компания X5 Retail Group, запустившая весной 2017 года онлайн-продажи для супермаркетов «Перекресток». Спустя год открылись дарксторы, у которых нет офлайн-маркетов, — «Самокат» и Яндекс Лавка.
Сейчас в России несколько десятков ритейлеров, которые работают через дарксторы: «ВкусВилл», «Сбермаркет», «Магнит», «Пятерочка» и другие. Все они предлагают быструю доставку и широкий ассортимент товаров — это основные конкурентные преимущества «темных магазинов».
Дарксторы, в отличие от офлайн-маркетов и складов, ориентированы на онлайн-продажи. Покупателям не нужно подстраиваться под время работы магазинов — заказать продукты, бытовую химию и другие товары можно в любые день и время.
У дарксторов и маркетплейсов тоже есть отличия. Если в первых продают товары повседневного спроса (FMCG-сегмент), то во вторых ограничений по ассортименту нет. А еще на маркетплейсах товары реализует не один продавец, а сотни селлеров.
Основные нюансы, которые определяют специфику бизнеса:
Чтобы отслеживать эффективность маркетинговой стратегии, подключите Сквозную аналитику Calltouch. Сервис автоматически собирает информацию с рекламных площадок и из CRM в единый отчет. С опорой на него вы корректно построите воронку продаж, а также сделаете выводы о результативности стратегии продвижения.
Главное преимущество дарксторов — удобство. Они позволяют покупателям совершать заказы, не выходя из дома или офиса, а ритейлерам — экономить на издержках, охватывать всю целевую аудиторию города присутствия, эффективнее продвигать бренд.
Основные выгоды, которые получает бизнес в формате dark store:
Customer Journey Map: что это такое и как ее построить
Как и у любого формата бизнеса, у дарксторов есть минусы. Первое и главное — высокая конкуренция. Например, «Самокат» привозит товары за 15–30 минут. Яндекс Лавка предлагает разнообразную готовую еду, а «ВкусВилл» — бесплатную доставку 24/7 при любой сумме заказа.
Конкурировать в таких условиях сложно и дорого. Необходимо преимущество, которое позволит быстро и выгодно отстроиться от конкурентов. А еще потребуется разработать удобное приложение, привлечь клиентов, запустить как минимум 2–3 склада и найти добросовестных ответственных курьеров.
Формат dark store ориентирован на продажу в сегменте FMCG: продуктов питания, готовой еды, бытовой химии, косметики, других товаров повседневного спроса. Непродовольственные ритейлеры тоже могут подключиться к онлайн-торговле — именно дарксторы помогли «Леруа Мерлен» в период изоляции.
Но в этом случае важно заранее продумать логистику и хранение — маршруты и количество курьеров, тип транспорта, площадь складов, особенности сборки. К тому же покупатели охотнее заказывают онлайн повседневные товары, чем те же строительные, цены на которые ощутимо выше.
Распределяйте маркетинговый бюджет рационально. Чтобы определить, какая реклама приносит новых клиентов, а какая — напрасно расходует средства, подключите Коллтрекинг Calltouch. Сервис определит конверсию и стоимость каждого звонка. Также вы узнаете, обращался ли этот клиент к вам ранее. На основании объективных данных вы вовремя отключите рекламные площадки, которые не приносят лиды.
Принцип работы дарксторов максимально простой. Сначала покупатель оформляет онлайн-заказ на сайте или в приложении. Затем работники собирают его на складе и передают курьерам, которые отвозят товары на велосипедах и самокатах, как в «Самокате» или на автомобилях, как во «ВкусВилле».
Внутри даркстор похож на обычный магазин, но без торгового зала и кассы. Там нет покупателей — только сборщики. Они не тратят время на выкладку товаров или оформление ценников — для их удобства вся продукция рассортирована по назначению и частоте приобретения, поэтому на сборку обычно уходит 2–3 минуты.
Товары сразу передают свободным курьерам. Если заказов много, стоимость услуги может увеличиваться. Это стандартный способ регулирования спроса и предложения, к которому часто прибегают дарксторы, чтобы не задерживать доставку и не терять лояльных покупателей.
Чтобы продавать товары через дарксторы, предстоит выбрать локацию, определиться с ассортиментом и логистикой. А также закупить оборудование и решить вопрос с сервисным обслуживанием еще до начала открытия. Разберем каждый этап.
Основная задача любого даркстора — быстро отдать заказ. Для этого «темный магазин» должен располагаться близко к покупателю. Чем меньше расстояние до клиента, тем больше удастся сэкономить на логистике — например, не предоставлять транспорт, а работать с пешими курьерами.
Если вы начинаете не с нуля и уже владеете несколькими торговыми точками формата «у дома» — это отличные кандидаты на переоборудование в dark store. Вы уже платите за аренду, магазины имеют постоянных посетителей — можно спрогнозировать трафик, исходя из реального покупательского спроса.
Логично фокусироваться на товарах, которые нужны всем и всегда — на продуктах питания. Можно сделать базовый ассортимент продовольственных товаров и акцент на конкретную нишу. Например, на свежие фрукты и овощи, фермерское мясо или напитки по домашним рецептам.
Продуктовую «полку» необходимо адаптировать к потребительскому спросу. Двух-трех недель работы будет достаточно, чтобы понять, какие товары заказывают чаще всего, и увеличить их разнообразие. Если дарксторов у вас несколько, адаптируйте ассортимент с учетом спроса в конкретном районе — он может сильно отличаться.
В дарксторах логистика состоит из двух этапов. Первый — сборка заказа на складе, второй — курьерская доставка. Чтобы первый процесс происходил быстро, необходимо организовать удобное пространство для сборки: продумать размещение товаров и пути перемещения сборщика по залу.
Курьеры могут доставлять заказы пешком, на самокатах, велосипедах, автомобилях. Если сотрудников не хватает, можно пользоваться услугами сторонних курьеров и даже такси — так делает «ВкуссВилл».
В «темных магазинах» нет касс и POS-систем, но есть холодильники, кондиционеры и другое оборудование, за которым важно следить. Необходимо соблюдать чистоту на складе и регулярно проверять электрику — иначе сотрудники санэпидемстанции найдут нарушения и выпишут штрафы.
Сервисное обслуживание можно выполнять самостоятельно. Но если дарксторов много, проще передать эти обязанности профильной организации — например, заключить договор на профилактические работы раз в месяц и срочный выезд в случае неисправности оборудования.
Дакрсторы — дорогая инфраструктура. Чтобы организовать ее с нуля, потребуется около 3–4 млн рублей. Большая часть денег уйдет на разработку сайта и приложения с удобным интерфейсом, закупку товаров, рекламу, аренду помещения. К этому прибавляются операционные расходы на содержание локации — в среднем, около 400 000–500 000 рублей в месяц.
Хочу получать интересные новости блога
14 апреля 2023
10 апреля 2023
20 апреля 2023
26 апреля 2023
15 мая 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных