Итоги Calltouch Performance Awards 2019

Поведенческие факторы – это метрики в аналитических платформах Яндекса и Гугла, которые показывают различные взаимодействия пользователей с сайтом, порталом или онлайн-магазином. Существует несколько важных показателей – посещаемость, активность на странице, клики-переходы по ссылкам, просмотры и другие. Далее в статье мы рассмотрим их подробнее.

Поведенческие факторы показывают востребованность ресурса у посетителей. Эти метрики влияют на положение сайта в поисковой выдаче Яндекса и Гугла, так как напрямую встроены в обновленные алгоритмы ранжирования ПС. Что касается российского поисковика, то при определении ранга сайта используется несколько технологий: MatrixNet, метрики вовлеченности, оценки асессоров. В любом случае маркетологи, анализируя данные, получают конкретную информацию о популярности ресурса. Поисковые системы на основе своих алгоритмов подбирают полезные сайты для пользователей и показывают их на первых строчках органической выдачи.

Рассмотрим, как поведенческие факторы помогают определить эффективность рекламы и маркетинговых мероприятий на примере онлайн-магазина. Целевой трафик поступает на страницу. Посетитель может сделать ряд действий: сравнить товары, характеристики, положить продукт в корзину, оформить заказ, уйти с сайта. Часть действий будут целевыми, то есть входить в воронку продаж, другие будут показывать высокую или низкую заинтересованность посетителя. Анализируя поведенческие факторы сайта, маркетолог определяет, какие решения привлекают лидов, а какие отталкивают.

Поведенческие факторы: основная классификация

Принято разделять способы взаимодействия пользователей с ресурсом на внешние и внутренние факторы. В первом случае, параметры могут зависеть от поискового запроса и не зависеть от него. Рассмотрим подробнее:

  1. Зависящие от запроса поведенческие факторы – средние значения переходов по ключевой фразе, смена поисковой системы, отношение кликов к показам и другие. Интересная метрика «первый и последний переход». Она сравнивает начальный ресурс, привлекший внимание юзера, с тем, который удовлетворил всем требованиям посетителя.
  2. Независящие от запроса метрики – это общий и целевой трафик, переходы по ВЧ или СЧ фразам, переходы по ссылкам со сторонних ресурсов, CTR по всем релевантным словам в тематике и другое.

Внутренние поведенческие факторы – метрики, которые используют маркетологи для анализа активностей пользователей. Они связаны с внешними параметрами. Например, клик и переход на страницу с выдачи ПС включает сразу несколько внутренних счетчиков статистики – время сессии,

действия юзера и другие.

Рассмотрим подробнее:

  1. Посещаемость. Эта общая метрика, которая может показать популярность ресурса в сети у пользователей. Косвенно помогает определить качество сайта и отношение ПС. Для сбора данных используются счетчики Яндекс. Метрика, Google Analytics и Liveinternet.
  2. Глубина просмотра – это количество просмотренных страниц пользователем за одну сессию. Относительная метрика, которая сравнивает поведенческие факторы исследуемого сайта с похожими характеристиками конкурентов в выдаче. Анализ этого показателя помогает маркетологу определить востребованность сайта, контентного содержимого у ЦА. Поисковые системы по этому параметру определяют глубину вовлеченности пользователей, оценивают качество ресурса и выводят его на определенной позиции в органической выдаче. На глубину просмотра влияет юзабилити сайта, удобная навигация, контент. Например, маркетолог видит, что глубина вовлеченности в проект у юзеров высокая, а длительность пребывания на страницах низкая. Причина – проблема в навигации. Внутренняя перелинковка выправит ситуацию.
  3. Отказы – нежелание пользователя посетить больше, чем одну страницу или длительность сеанса составляет менее 15 секунд. Большое количество отказов ухудшает поведенческие факторы ранжирования сайта. В Яндекс.Метрике установлены рамки по числу просмотренных страниц за визит, продолжительности сессии и срабатывании служебного события «неотказ». В Гугл Аналитике отказом считается посещение только одной страницы ресурса. Если продвигается товар или услуга с Landing Page, то метрики GA покажут 100% отказ. В этом случае его не стоит брать во внимание при определении эффективности проекта. Также рекомендуется на страницах ошибки 404 устанавливать ссылки на другие статьи, товары сайта. Это поможет снизить процент отказов.
  4. Продолжительность сеанса. Длительность пребывания на целевой странице увеличивает вовлеченность пользователей и положительно влияет на поведенческие факторы. Если юзер получает все искомое, тратить своё время на изучение материалов сайта, то ПС определяют ресурс как полезный и дают ему высокие позиции в выдаче. Также продолжительность сессии может говорить о недоработках в навигации. Например, человек изучил информацию на странице, но не может перейти на другие из-за сложного меню или отсутствия «хлебных крошек».
  5. Взаимодействие с сайтом. Целевые действия, путь клиента, тепловую карту кликов, открытие ссылок, заполнение формы и другое – все это можно измерить с помощью инструментов Яндекс.Метрики и Гугл Аналитики.

Как собирать данные?

Поведенческие факторы собираются поисковыми системами при помощи следующих инструментов:

  • Браузеры. Каждая крупная система аналитики, поисковик имеет собственный обозреватель интернета. Для Гугл – это Хром, для Яндекс – Yandex. С помощью куки и истории посещений, ПС собирают данные о поведении, интересах юзеров;
  • Счетчики посещаемости. Это специальные скрипты Яндекс.Метрики, Google Analytics и Liveinternet, которые устанавливаются на страницах. Они занимаются сбором данных о взаимодействиях пользователей с сайтом и заносят их в обезличенной форме в отчеты. Маркетолог в панели управления платформой выбирает нужные графики в конкретный период времени для анализа.
  • Клики по сниппетам. На поведенческие факторы влияет также показатель кликабельности сниппета. Если ПС фиксирует рост переходов на сайт с низких позиций, то через некоторое время сайт поднимается в выдаче. Это говорит системам, что данный ресурс более релевантен запросу, чем предложения конкурентов.
  • Браузерные надстройки – плагины, расширения. Популярные обозреватели предлагают массив решений, которые расширяют функционал программы. Помимо пользы для посетителей, они также собирают данные о взаимодействиях юзеров с конкретными сайтами. Например, Яндекс.Бар отслеживает какие ресурсы посещаются чаще, какие быстро закрываются (отказы), на какие возвращаются и другое.

Как улучшить поведенческие факторы ранжирования Яндекс?

Роль данных метрик для ПС возрастает с каждым новым обновлением алгоритмов ранжирования, поэтому важно уделять больше внимания качеству сайта и эффективным методикам SEO. Как повлиять на внешние и внутренние параметры:

  • Повысьте кликабельность сниппета. Для этого выделяйте ключевые слова жирным, используйте HTML-разметку, ставьте быстрые ссылки на тематические страницы ресурса, подключите технологию «трафарет» для контекстной рекламы. Задача состоит в том, чтобы увеличить CTR сниппета и показать ПС релевантность описания запросу в выдаче.
  • Создавайте качественный контент, не перегружайте страницы дизайном, рекламой, ссылками. Интересный и удобный ресурс повышает вовлеченность посетителей, что приводит к подъему сайта на высокие позиции.
  • Главная страница должна на 100% соответствовать запросу. Совершая переход с поиска или РСЯ, человек видит ответ на свой вопрос и продолжает погружение в проект. Соответственно растут показатели вовлеченности и ранг сайта.
  • Проработайте семантику ресурса. Добавьте низкочастотные и среднечастотные запросы. Такая стратегия хорошо помогает продвинуть страницы в поиске Яндекса.
  • Привлекайте трафик из разных каналов – это показывает ПС, что сайт популярен в сети. Разместите ссылки в блоге, группе/сообществе соцсети, дайте рекламу в РСЯ.
  • Настройте быструю загрузку страниц. Мало пользователей захотят ждать открытия сайта более 4-5 секунд. Адаптируйте ресурс под разные браузеры и мобильные гаджеты.

При низких показателях вовлеченности не ставьте счетчик Яндекс.Метрики, пока не исправите ситуацию с внутренними факторами. Неудовлетворительные данные будут видны не только вам, но и ПС, что плохо скажется на ранжировании. В этом случае используйте счетчик Liveinternet.

Что ухудшит поведенческие факторы?

Любое искусственно созданное поведение пользователя относится к «серым» и «черным» методам продвижения сайта в ТОП. Накрутка может давать результат в виду того, что роботами-ботами имитируются реальные действия посетителя на сайте – переход, просмотр страниц, клики по ссылкам и другие.

Многим кажется, что это один из действенных и быстрый вариантов продвинутся в выдаче. Но они недооценивают возможности поисковых систем по борьбе с накрутками. Современные алгоритмы вычисляют ботов по множеству параметров, которые держаться в секрете. Что происходит с таким сайтом дальше? Яндекс или Гугл накладывают штрафные санкции и убирают сайт из выдачи на 10 месяцев. Также снижается репутация ресурса, а восстановить «доброе имя» после разоблачения будет очень сложно. Поэтому опытные маркетологи советуют прибегать только к белым способам повышения поведенческих метрик.

Резюме

Мы рассмотрели, что такое поведенческие факторы. Определили их основную классификацию, а также узнали способы их сбора и повышения. Улучшить вовлеченность посетителей в проект можно белыми способами: полезным содержимым сайта, релевантными страницами, удобной навигацией. Накрутка дает только временный эффект, а наказание за серые методы продвижения весьма существенны.