Итоги Calltouch Performance Awards 2019

Ю Юзабилити

В начале 2000-х годов сайты и первые онлайн-магазины диктовали свою «волю» пользователям: мало кто из разработчиков думал об юзабилити: удобстве, быстроте поиска информации и прочих характеристиках. Ресурс в интернете просто был – кривой, тяжелый, с непонятной навигацией – пользователи заходили. Это работало. С развитием технологий и ростом конкуренции изменилось всё. Теперь во главу угла ставят комфорт посетителя сайта, простоту и отзывчивость ресурса – юзабилити.

Пользователь не будет ждать загрузки страницы 2-3 минуты, не станет разбираться в хитросплетениях меню. Он закроет ресурс – уйдет к конкурентам, которые поработали с юзабилити сайта.

Что такое usability?

Юзабилити – это удобство использования чего либо, в нашем случае ресурса в интернете. В статье мы рассмотрим общие характеристики этого качественного показателя. Юзабилити сайта, онлайн-магазина, Landing Page, подписной страницы имеют некоторые отличия. Однако зная основы можно легко адаптировать стандартные правила под конкретный формат.

Оценивая этот показатель, станьте на место пользователя, спросите себя: насколько удобно и легко пользоваться сайтом. В помощь приведем пять главных характеристик, отвечающих за качество ресурса:

  1. Простота ориентации на ресурсе. Самый действенный вариант проверить юзабилити сайта – это показать его новым пользователям и зафиксировать их поведение. Помогает или мешает дизайн? Понятно ли, как совершать элементарные действия – перейти в каталог, найти статью, совершить заказ и другие? Не нагружают ли баннеры, всплывающие окна и прочие маркетинговые уловки?
  2. Эффективность действий. Весь смысл юзабилити заключается в простоте ориентирования пользователя на странице компании. То есть, насколько понятны человеку его дальнейшие действия и насколько легко он их может совершить.
  3. Память юзера. Этот параметр работает на перспективу. Например, посетитель сначала пользовался сайтом некоторое время, потом долго не заходил и через какой-то продолжительный период отсутствия снова стал проявлять активность. Проработанные параметры юзабилити помогут человеку быстрее сориентироваться на ресурсе - «вспомнить».
  4. Количество ошибочных действий, которые совершаются пользователями. Этот показатель важен для аудита юзабилити сайта. Простейшее решение повысить качественные характеристики ресурса – это устранить причины ошибок. Например, на странице товаров отсутствует навигационный элемент хлебные крошки. Пользователи не могут быстро вернуться в основной каталог, совершают ошибки. Итог таких действий очевиден – человек уходит туда, где ему удобно и комфортно – к конкурентам с хорошим юзабилити.
  5. Уровень удовлетворенности. Косвенный параметр, который определяется совокупностью факторов: дизайн, контент, навигация, адаптивность ресурса и другие.
  6. Польза – краеугольный камень всего интернет-бизнеса. Полезен ли ресурс пользователю, находит ли он там ответы на свои запросы? Метрики, которыми измеряют этот параметр – вовлеченность, переходы по ссылкам, кол-во целевых действий и другие.

Почему юзабилити важно?

Успешный бизнес в интернете сегодня строится вокруг двух характеристик: полезность и юзабилити. Первая отвечает за удовлетворенность пользователя представленной информацией, вторая – удобство использования сайта.

Уровень юзабилити влияет на конверсионные составляющие сайта. Конверсия в онлайн-бизнесе – это основа эффективности коммерческого проекта. Что происходит на неудобном ресурсе? В 90% случаев посетитель его закрывает, уходит к конкурентам или возвращается в поиск. Любое из этих действий плохо влияет на восприятие сайта ПС и пользователями. Можно вкладывать деньги в SEO или наращивать бюджеты в контекстной рекламе. Всё в пустую, если не проработано юзабилити.

Сложность навигации – это первый фактор, который может испортить весь бизнес в сети. Редкий юзер настроен сегодня покопаться в хитросплетениях меню, почитать инструкцию пользования ресурсом и прочее. Главный постулат электронной коммерции звучит так – если человек не может найти продукцию, он не сможет её купить.

Перечислим несколько принципов юзабилити, которые надо знать:

  1. Структура и навигация. Пользователи не будут тратить время больше 5-8 секунд на понимание, где они находятся и что здесь делать. Структура ресурса должна быть понятна с первого взгляда. Навигация – юзер должен понимать, на каком уровне иерархии он находится: тема, раздел, страница.
  2. Поиск. Для качественного юзабилити большого портала или онлайн-магазина рекомендуется разместить кнопку поиска. Желательно сделать это в шапке сайта или рядом с меню, которое отображается на всех страницах. Элемент поможет найти нужный товар, если в течение 3-4 секунд это не удалось сделать навигацией.
  3. Простота. Времена перегруженных «красивостями» страниц ушли навсегда, открыв дорогу практичности и удобству. Этот принцип юзабилити оперирует множеством формул. Например, правило 3-х кликов. Если пользователь не нашел искомое за 3 клика, то надо работать со структурой сайта. Правило перевернутой пирамиды, когда все самое ценное, полезное выдается в начале. Закон близости элементов и другие.
  4. Оформление. Минималистичный дизайн не отвлекает человека от главного – получения пользы от взаимодействия с ресурсом. К тому же он ускоряет загрузку страниц, что хорошо влияет на факторы ранжирования ПС.
  5. Отображение сайта на мобильных гаджетах, разных браузерах. Чтобы снизить процент отказов посетителей, повысить вовлеченность, кол-во просмотров и конверсий сайт должен быть адаптивным и кроссбраузерным.
  6. Контентное наполнение. Юзабилити напрямую взаимодействует с информацией на сайте. Вывести актуальные статьи на видное место, показывать новости, акции, скидки на товары и многое другое. Важно грамотно оптимизировать контент.
  7. Понятный путь клиента к целевому действию. Находясь в каталоге или карточке товара, пользователь должен иметь возможность быстро поместить продукцию в корзину, оформить покупку. Чем проще и логичнее цепочка действий, тем выше процент конверсий.

Как улучшить юзабилити сайта?

В общих чертах улучшение юзабилити сводится к комплексу действий:

  • Проработка элементов навигации. Меню должно отображать категории на сайте, рекомендуется делать до 3-4 уровней вложенности. Например, в горизонтальном меню при наведении курсора на категорию появляется 2 уровень вложенности, а при нажатии на ссылку человек переходит в каталог товаров. Три действия – хорошее юзабилити. В вертикальном меню отображается иерархия каталога в виде дерева. Наличие «хлебных крошек» показывает, где точно находится посетитель.

  • Работа с шапкой и футером. В футере размещают дубль меню в виде ссылок, контакты, иконки соцсетей, новые публикации в блоге, карту, лид-форму. Липкая кнопка навигации «наверх» - простое решение, которое помогает быстро перейти в шапку сайта из любого места на странице. В шапке отображают меню, корзину и кнопку поиска – оптимальный набор для любого ресурса.

  • Улучшение структуры страниц товаров и «пути покупателя». Проработка каталожных страниц: услуги, товары, продукция по акциям. Находясь в каталоге, посетитель должен иметь возможность сразу положить товар в корзину, сравнить с другими, перейти на карточку. Рекомендуется делать кликабельной всю область блока. Форму онлайн-заявки следует упростить до нескольких важных пунктов или сделать её пошаговой. Первое окно – имя, контакты; второе окно – адрес доставки; третье – способ оплаты.

  • Увеличение скорости загрузки. По статистике около 50% ждут открытия страницы не более 2 секунд, 40% - уходят, если нет отклика через 3 секунды. Около 2/3 пользователей не возвращаются повторно на «тормозной» ресурс. Более половины расскажут коллегам и друзьям о негативном опыте. На юзабилити влияет скорость загрузки. Что делать для повышения? Основное – оптимизировать весь графический контент. Кэшировать неактуальный контент, чтобы он не отнимал ресурсы. Протестировать скорость загрузки можно в сервисе Гугла по ссылке.
  • Работа с мобильными версиями. Отображение страниц на телефоне несколько отличается от обычной резиновой верстки. Обычно мобильные версии имеют меньше элементов для удобства использования на небольших дисплеях.
  • Дизайн. В понимании юзабилити дизайн – это практичность, структура. Потом уже «украшательства». Пользователю должно быть комфортно, удобно искать информацию, взаимодействовать с ресурсом. Совет один – упрощайте оформление, основываясь на результатах сплит-тестирования.
  • Контент. Полезность – ещё один фактор юзабилити, который тесно связан с алгоритмами ранжирования ПС. Актуальный контент в непонятной иерархии не сделает сайт лучше. Показывайте посетителям первой ту информацию, которая их 100% заинтересует.

Как провести тест юзабилити?

Чтобы улучшать любые характеристики, необходимо сначала определить, что точно делать. Для этого существует аудит юзабилити ресурса. Хорошо, когда можно доверить эту непростую работу специалистам, но при желании провести тест возможно и самостоятельно.


Тестирование имеет четкий алгоритм:

  1. Собрать таргет группу – это представители ЦА. Чем больше человек участвуют в тестировании, тем лучше. Некоторые интернет-маркетологи считают, что в группу можно набирать не только целевую аудиторию, а вообще кого угодно.
  2. Определить действия, которые необходимо тестировать. Обычно это стандартные манипуляции с сайтом, совершаемые посетителями. В зависимости от формата ресурса элементы юзабилити могут отличаться. Например, тест онлайн-магазина будет включать проверку пути клиента, эффективности корзины.
  3. Наблюдать и фиксировать действия пользователей. Выявляются ошибки, трудности навигации, оформления заявки и прочее.

Когда проводить тест юзабилити? Условий множество – проверка старого ресурса, корректировки разрабатываемого проекта, отстройка от конкурентов и другое.

Резюме

Мы изучили, что такое юзабилити. Узнали основные критерии этого параметра эффективности ресурса. Рассмотрели пути улучшения показателей и алгоритм тестирования. Показатель этот крайне важен для бизнеса, поскольку неудобный сайт не принесет пользы посетителям и результат его работы стремиться к нулю.