А

Ассортимент

Грамотное формирование ассортимента способствует прибыльности бизнеса и его дальнейшему развитию. Покупатели любят широкий ассортимент — есть из чего выбирать. Но для этого нужно много ресурсов. О способах формирования ассортимента — расскажем в статье.  

Что такое ассортимент

Ассортимент (с франц. «подбор продукции различных классов и исполнения») — это перечень предлагаемых организацией товаров или услуг для удовлетворения конкретных потребностей человека.

Структура

Структура ассортимента формируется с учетом технической и финансовой базы, а также с определением экономической эффективности деятельности организации. Она состоит из следующих классификационных признаков:

  • место нахождения;

  • широта охвата;

  • глубина охвата;

  • характер потребностей;

  • степень их удовлетворения.


Перечисленные особенности предусматривают разделение представленного перечня продукции по различным группам, подгруппам, видам и вариациям.

Виды

11gEjWTXl-xh5l--vNabP0k9aIUcOES2wTLPBvkk.jpg

Анализируя каждый из представленных выше признаков, необходимо отметить, что по месту нахождения ассортимент может быть:

  • торговым — представленным в магазинах, рассчитанных на бытового потребителя, с оптовой или розничной реализацией;

  • промышленным — предназначенным для предприятий отдельной промышленной отрасли или их групп. Такая продукция проходит обязательную сертификацию на соответствие требованиям государственных стандартов, работа в данной сфере требует получения соответствующего разрешения.


В зависимости от широты и глубины охвата продукция бывает:

  • простая — ограниченный перечень товаров повседневного употребления;

  • сложная — с расширенным каталогом, рассчитанным на клиентов с разным достатком;

  • развернутая — предлагается специализированными поставщиками, которые делают предложение разнообразнее за счет выделения индивидуальных черт товара в группе однотипных;

  • видовая — предназначена для удовлетворения определенных нужд потребителя;

  • марочная — список однотипных предложений от конкретной марки производителя;

  • сопутствующая — дополняет отдельные группы товаров;

  • смешанная — предполагает совмещение продукции продовольственного и промышленного назначения.


С учетом степени удовлетворения различают предложения:

  • Рациональные. Для удовлетворения обоснованных потребностей при максимальном обеспечении качества жизни.

  • Оптимальные. Отличаются большей степенью конкуренции из-за необходимости максимального удовлетворения запроса покупателя при минимальных затратах.


В зависимости от характера удовлетворяемых потребностей различают товары:

  • реальные — продавец располагает ими фактически;

  • прогнозируемые — определяются путем расчетов нужд и запросов покупателей.

Параметры ассортимента

Характеристики ассортимента определяют с учетом анализа ряда параметров:

  • глубины — наличия широкого ряда предложений по одной группе товаров;

  • насыщенности — количества товаров, которыми представлена определенная группа;

  • сочетаемости — показателя совместимости различных групп товаров, этот критерий применим в отношении продукции, рассчитанной на розничного покупателя;

  • новизны — способности удовлетворять запросы клиентов за счет новых образцов продукции.


Перечисленные критерии определяются в виде коэффициентов, указывающих на степень приближенности показателя к базовому.


В процессе изучения эффективности работы торговой компании на основе перечисленных параметров строят ситуационную модель, чтобы выяснить степень достаточности предложенного ассортимента.

1bVSyyBAV83JrPY6ZwMDm2vYCFJJA_hP6ZD_eZHg.jpg

При проведении классического ассортиментного ABC-анализа определяют, какая доля прибыли получена от того или иного выбора товаров. К примеру, после анализа издержек и доходов магазина может быть выявлено:

  • общий перечень товаров включает 50 позиций;

  • по 8 из них общая доля прибыли составила 70%;

  • 5 позиций продукции принесли доход в размере 20%;

  • на остальные продукты пришлось 10% прибыли.


Подобная картина неравномерного распределения характерна для большинства торговых предприятий. Но это не означает, что следует прибегать к сужению выбора представленной продукции. Товары, пользующиеся большим спросом, закупаются в соответствующем количестве, а остальные продукты расширяют ассортимент, дополнительно привлекая покупателей.

Как формируется ассортимент

1x_wC_4XzLKx3kiNbuvveHqxcJzbHHAsrCrU7mQo.jpg

Любой бизнес ставит основной целью получение прибыли. Достичь ее можно при условии правильного формирования ассортимента.


Процесс управления ассортиментом состоит из:

  • планирования — в ходе маркетинговых мероприятий изучается покупательский спрос для определения позиций продукции, пользующейся наибольшей популярностью;

  • организации — подбор оптимального перечня предложений;

  • координации — формирование ассортиментного портфеля, стратегических групп товаров, установление разумных надбавок;

  • контроля — управление запасами продукции, обеспечение регулярности поставок и широты выбора.


Грамотная организация политики торговой компании возможна при соблюдении некоторых условий:


Эффективная торговая деятельность невозможна без правильной организации формирования предложения с учетом потребительского спроса.

Способы формирования

152UUmtIdT4phKxZGC_Ru7Lwsv3lG-6mK2NohUj8.jpg

Ассортимент продукции формируется методами:

  • Пополнение. Своевременное увеличение количества товаров по определенным позициям с учетом темпа продаж.

  • Расширение. Включение дополнительных наименований и образцов.

  • Обновление. Постоянное изучение новой продукции и последующая замена позиций, утративших популярность.

  • Распространение товарного знака. Брендовые изделия пользуются большим спросом, что позволяет увеличить товарооборот без дополнительных затрат на производство и закупку.

  • Сокращение. Те виды товаров, на которых спрос отсутствует, исключаются из представленного в продаже ассортимента.


Рациональная организация торговой деятельности предполагает комбинирование перечисленных способов для обеспечения наиболее привлекательного выбора.

Кто управляет ассортиментом

С помощью регулирования прямых и обратных связей между продавцами, покупателями и производителями обеспечивается установление и поддержание подбора продуктов в ассортиментной линейке.


Решение этой задачи в первую очередь стоит перед торговыми специалистами, обученными маркетингу, а также с опытом и навыками работы в данной сфере.


Сложность в управлении ассортиментом обусловлена следующими особенностями:


Управлять широтой ассортимента должно руководство торговой компании. Для этого необходимо привлекать квалифицированный персонал либо грамотно обучать имеющийся. Также решение задачи зависит от стадии развития промышленного производства, науки и техники. От этого зависит степень покрытия растущего спроса населения соответствующими товарами.

Заключение

Ассортимент продукции — базовое понятие, знание особенностей и характеристик которого во многом определяет успех деятельности торговой компании. От своевременности обновления и расширения спектра товаров и услуг зависит конкурентоспособность организации, ведь без продуманной стратегии невозможно дальнейшее развитие и укрепление позиций на рынке.

Читать