Главная | Блог | Темы | Маркетинг | Российский дрифт. Как авторынок пережил 2022 год и чего ждать в 2023-емРоссийский дрифт. Как авторынок пережил 2022 год и чего ждать в 2023-ем 12 апреля 2023 14 мин на чтение 1 766 callday авто callday авто Юлия УсачеваРедактор блога Calltouch Содержание Нет времени читать? Российский автомобильный рынок в 2022-ом — как остросюжетный сериал: местами захватывает дух, но оторваться невозможно. Весь прошлый год мы следили за глубокой трансформацией отрасли. Самое время поближе рассмотреть последствия этого преображения.Далее рассказываем о главных цифрах 2022-го, тенденциях и прогнозах на 2023 год. А также о приближающейся конференции Callday.Auto, на которой обсудим, как строить маркетинговую стратегию в новой реальности. CalltouchПривлекайте, конвертируйте и анализируйте ваших клиентовПлатформа омниканального маркетинга Подробнее Итоги 2022-го: российский авторынок в фактах и цифрахАвтомобили стали покупать меньше В 2022 году на каждую тысячу жителей страны пришлись всего по 4 покупки автомобиля. В сравнении с 2021 годом рынок новых машин упал на 59%. Ключевая причина — уход из России крупных автоконцернов. На ситуацию повлияли и высокие ставки по кредитам, которые доходили до 30% из-за подросшей ключевой ставки. Но сейчас интерес потребителей возвращается.Цены вырослиВ 2022-ом новые автомобили стоили дороже в среднем на 24%. Такого интенсивного повышения не наблюдалось с 2002 года. Особенно сильно цена выросла в сегменте иномарок — на 40%. Менее остальных подорожала новая Lada Granta — с 598 800 до 678 300 рублей, то есть на 13%. Антирекордсмен — кроссовер Chery Tiggo 4. Его цена поднялась на 75% — с 1,4 до 1,9 млн рублей.На подержанные машины цена увеличилась на 35%. За первые месяцы 2023-го она подросла еще на 6,7%, и теперь автомобиль с пробегом стоит в среднем 800 000 рублей. Банки неохотно одобряли автокредитыУровень одобрения от кредитных организаций составил 24,3% на новые авто и 27,8% — на машины с пробегом. Для сравнения: в 2021-ом объем выданных автокредитов превысил 1 трлн рублей, в 2022-ом это сумма достигла только 715 млрд рублей. Чаще автозаймом пользовались в южных регионах и на Дальнем Востоке. Прежние лидеры по количеству действующих кредитов, Приволжский и Центральный федеральные округа, сдали позиции. При этом выросла доля заявок на займы для покупки подержанных автомобилей: если в 2020 году показатель составил 27,5%, то в 2022-ом — уже 57,2%. Автор иллюстрации N Kamalov, unsplash.comРоссияне предпочитали подержанные машины новымВ 2022 году продано 626 000 новых автомобилей и в восемь раз больше подержанных — 4,9 млн. Годом ранее разрыв был четырехкратным. Вторичный рынок упал, но только на 15%, и сейчас восстанавливается. За первые два месяца 2023-го продажи автомобилей с пробегом даже выросли на 7,2%, если сравнивать с аналогичным периодом годом ранее.Самые востребованные марки на вторичном рынке: Lada, Toyota, Hyundai, Kia и Volkswagen.Среди новых авто покупатели чаще выбирали LADA и «китайцев»Число российских дилеров, которые работают с китайскими автомобилями, за 2022 год увеличилось на 30%. Самыми популярными марками у покупателей новых машин стали LADA, китайские бренды — Chery, Haval и Geely. Их совокупная доля на рынке выросла за год с 30% до 80%. Список лидеров замыкают автомобили южнокорейских брендов Kia и Hyundai. Не менее интересны цифры по LADA: в феврале 2023-го было продано 23 437 автомобилей. Это на 34,2% больше, чем месяцем ранее, и на 4,7% больше, чем в феврале 2022 года. Появились три новых российских брендаВ столице бывший завод Renault запустил производство автомобилей «Москвич». Первой моделью, поступившей в продажу в конце 2022 года, стал кроссовер «Москвич 3». В Липецкой области новый завод «Моторинвест» начал собирать электрокары Evolute. Бывший завод Ford Transit в Елабуге теперь выпускает коммерческие автомобили под маркой Sollers. У всех моделей — китайские корни. Увеличились продажи электрокаровРост составил 37%. Отчасти причина заключается в скидке 25%, которую обеспечивает господдержка. А еще владельцы электромобилей имеют право бесплатно парковаться в Москве. Кроме того, активно развивается инфраструктура: сегодня в России 7 560 точек зарядных станций. К концу 2024 года их количество должно вырасти до 12 000, к 2030 году — до 100 000. Европейские, корейские, американские и японские авто ввозили альтернативными способамиБолее 10% новых автомобилей попадет на российский авторынок благодаря параллельныому импорту. Это стало возможно благодаря новому закону, по которому поставщик не обязан получать разрешение от производителя на ввоз машин. Какие бренды Минпромторг одобрил для альтернативного импорта: Vokswagen, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Aston Martin, Rolls-Royce, Bugatti, Jaguar, Land Rover, Volvo, Renault, Mercedes-Benz, Smart, BMW, MINI. В марте 2023 года этот список пополнился автомобилями Peugeot, Isuzu, Dacia, Genesis, Hyundai, Ford, Citroen, Mazda, Opel, Renault, Kia.При этом эксперты отмечают, параллельный импорт — мера пока еще точечная, полностью удовлетворить желания потребителей она не позволяет.Автор иллюстрации Nicolai Berntsen, unsplash.comАвторынок 2023: текущая ситуация и прогнозы экспертовАвтомобильный рынок перезагрузитсяИндекс потребительской уверенности поднимается. Эксперты прогнозируют постепенную стабилизацию авторынка. Аналитики компании «Технологии доверия» видят два сценария:Базовый: в 2023 году будет продано до 670 000 новых авто, рынок вырастет на 7%, а в 2027-ом — на 22%, то есть планируется продать до 1,49 млн авто. Оптимистичный сценарий: по итогам этого года рынок вырастет на 28% — это 800 000 проданных машин, а в 2027-ом — еще на 18%, 1,55 млн машин. Ассоциация европейского бизнеса предсказывает более скоромный подъем рынка в 2023 году — всего на 12%, это 770 000 новых машин.Согласно базовому прогнозу аналитического агентства «Автостат», в 2023-ем рынок вырастет лишь на 4%, продажи составят 650 000 авто. При благоприятном развитии событий — на 25%, это 780 000 автомобилей. Пессимистичный прогноз — продажи снизятся на 12%, до 550 000 авто. Маркетинг Читайте также: Реклама на «Авито»: какому бизнесу подойдет и как ее настроить Реклама на «Авито»: какому бизнесу подойдет и как ее настроить Покупательский спрос простимулируют льготамиМинпромторг планирует потратить 5,1 млрд рублей на программу льготного автокредитования. Господдержка позволяет покупать машины в кредит со скидками: 25% — для жителей Дальневосточного федерального округа; 20% — для остальных регионов; 25% — на электрокары. Скидка доступна тем, кто впервые оформляет на себя автомобиль, и тем, кто продает старую машину в счет оплаты новой. Также льгота положена опекунам несовершеннолетних детей и работникам образовательных и медицинских госучреждений.Спрос на российские и китайские марки будет растиГлавными игроками отечественного авторынка останутся российские и китайские бренды: LADA, Haval, Chery, Geely. «АвтоВАЗ» имеет шанс занять половину рынка, а совокупная доля авто из Поднебесной может составить 25%.Возврата ушедших автопроизводителей из США, Европы, Кореи и Японии в этом году ждать не стоит. Доля автомобилей, ввезенных по параллельном импорту, не превысит 10%.На рынке появятся новинкиПокупатели ждут расширения ассортимента авто. Эта потребность, вероятно, будет удовлетворена за счет предложений из Поднебесной и других дружественных стран. Например, продажи в России собираются начать иранские автомобильные компании Iran Khodro Industrial Group и Saipa. У китайских автоконцернов тоже есть планы:Haval презентует спецверсию кроссовера Dargo. Geely обещает новинку — флагманский кроссовер Monjaro. Появится новый автобренд Jetour. Это пятая марка концерна Chery. В России у компании также открыты три независимых представительства. На рынок выйдет новый китайский бренд — VGV. Автомобили производит автоконцерн CNHTC. Отечественные марки также продолжат расширять ассортимент, частично — за счет китайских машинокомплектов.Автор иллюстрации Сhuttersnap, unsplash.comПовышенный интерес к электрокарам сохранитсяКак отмечают эксперты, покупатели авто потеряли привычные ориентиры. Люди ищут варианты и готовы пробовать новое. Из-за этого спрос на электромобили продолжит расти. В планах на год у отечественных автопроизводителей — выпуск 18,5 тысяч электромобилей. Среди них — вышедшая в прошлом году на рынок отечественная марка Evolute.Как продавать машины в 2023-емОб этом мы поговорим с экспертами 20 апреля на Callday.Auto — большой конференции про сквозную аналитику и эффективный маркетинг в сфере авто.Что обсудим:Как работать с популярными рекламными площадками;Как обогатить статистику за счет оцифровки пешеходного трафика;Какие триггерные коммуникации помогают увеличивать продажи;Как продвигать параллельный импорт.Спикеры — эксперты из Auto.ru, Яндекса, «МБ-Измайлово», «Рольф», OMODA, Автохолдинга РРТ и многие другие. С эксклюзивным докладом об исследовании обращений в автоиндустрии выступит коммерческий директор Calltouch Артур Саркисян. Посетить Callday.Auto можно в формате офлайн или онлайн — требуется предварительная регистрация. После официальной части конференции продолжим общение за бокальчиком — приглашаем на Wine-time всех, кто будет в нашем офисе лично.#всемколлтач И до встречи 20 апреля на Callday.Auto! Юлия УсачеваРедактор блога Calltouch