Закон спроса и предложения — основа любой рыночной экономики со свободным ценообразованием. Стоимость продукции, разнообразие ассортимента, организация производства, объемы продаж — все эти факторы объясняют с помощью таких понятий, как спрос и предложение. Они прогнозируют покупательское поведение и востребованность определенной продукции.
Спрос — это характеристика, сформированная ценой и количеством товара, который потребители готовы купить. А величина спроса — тот объем товаров, который потребители готовы купить по установленной цене в определенный период времени. Есть закон, объясняющий взаимосвязь между ценой и величиной спроса.
Покупатели охотнее выбирают продукт по более низкой стоимости, в то время как на товары с высокой ценой из той же категории спрос меньше. Если же цена продукта растет, но остальные характеристики остаются неизменными, интерес покупателей к нему будет уменьшаться. Этот закон обосновывается действием механизмов:
График спроса — это кривая, которая отражает взаимосвязь спроса и цены. Обычно, когда величина спроса снижается, то кривая передвигается влево, а когда увеличивается — вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.
На настоящем рынке на график влияет не только стоимость, но и многие неценовые факторы, формирующие покупательское поведение. В иллюстрированном варианте такая кривая приобретает форму дуги, но это упрощенный формат и на деле график может выглядеть по-разному.
Первый и основной фактор, влияющий на заинтересованность потребителей — стоимость продукции или ценовой фактор. Эта та цена, по которой товар продают конечному покупателю с учетом выгоды продавца и посредников. Помимо этого на формирование покупательского интереса влияют неценовые факторы, к ним относятся:
На большинство из этих факторов продавец не в состоянии повлиять. Ему остается только подстраиваться под ситуацию, исходя из клиентских потребностей.
Закон спроса и предложения подразумевает, что рост цен на определенный продукт уменьшает спрос, а снижение стоимости его увеличивает. Однако в реалиях рынка так происходит не всегда: порой даже небольшое изменение ценового диапазона провоцирует резкое изменение потребительского интереса. В то же время, увеличение цены и ее колебание могут никак не отразиться на состоянии рынка, обеспечивая компании неизменный приток покупателей.
Выраженность такой зависимости, которую демонстрирует кривая спроса и предложения, чувствительность потребительской заинтересованности, называется эластичностью. Она выражается в степени отклонения от ранее построенного графика, исходя из увеличения или уменьшения ценового диапазона.
Этот процесс показывает коэффициент эластичности. Он формируется при построении дуговой эластичности. Степень выпуклости дуги влияет на величину погрешности. Эластичность считается с опорой не только на ценовые факторы, она может включать в себя и другие характеристики, например, уровень доходов потребителей.
Коэффициент эластичности может принадлежать к одной из разновидностей:
Предложение — это возможность реализовать продукцию по определенной цене. Оно может быть индивидуальным — поступающим от одного продавца на рынке, или общим — характерным для всех продавцов сферы. Величина предложения — это число товаров, продающихся по фиксированной цене.
Рост стоимости на товар увеличивает предложение от продавцов, готовых его реализовать, и наоборот. Это происходит потому, что продавцам выгодно продавать продукцию по высокой цене.
График, который иллюстрирует влияние величины предложения на стоимость товара называют кривой предложения. В упрощенном виде функцию представляют в виде прямой линии с положительным углом наклона. Но в реальности на предложение влияет множество факторов, они могут придавать кривой положение дуги или иные графические формы.
Кроме ценового фактора на формирование предложения оказывают влияние такие аспекты:
У предложения тоже есть свой показатель эластичности, который выражается в увеличении или уменьшении величины предложения при изменениях одного из факторов. Есть несколько разновидностей коэффициента эластичности:
В отличие от показателей эластичности спроса, характеристики полной эластичности и абсолютной неэластичности встречаются и в реальных условиях рынка.
Закон спроса и предложения — фундаментальное положение экономической теории, объединяющее в себе законы, которые характеризуют спрос и предложение. Конечная стоимость товара формируется в моменте равновесия, он появляется при достаточном покупательском спросе на товар и наличии предложения со стороны производителей.
Характерная особенность закона: уменьшение цены ведет к увеличению покупательской заинтересованности и уменьшению готовности продавать определенный товар.
Кривая спроса и предложения строится в виде диаграммы, соединяющей в себе два графика, между которыми выстраивается равновесие. Кривая используется для визуальной демонстрации связи, характерной для этих показателей. Равновесие с точки зрения рынка возникает между ними в том случае, если предложение равняется спросу. Это формирует понятие равновесной стоимости — цены товара, согласно которой объем продукции равен числу клиентов, готовых ее приобрести.
Зависимость спроса и предложения — фундаментальный экономический закон, понимание которого полезно для любого бизнеса, независимо от сферы реализации продукции. Анализ покупательского интереса или спроса поможет всегда формировать актуальное предложение в соответствии с потребностями клиентов и возможностями производства.
Хочу получать интересные новости блога
31 мая 2023
27 ноября 2023
29 ноября 2023
21 ноября 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных