Эффективное управление бизнесом и развитие проекта начинаются с базового изучения ситуации, которое получило название SWOT-анализ. С его помощью определяют стратегию работы над продуктом и рассчитывают сопутствующие риски. Рассказываем, для чего используют SWOT-анализ, в чем его преимущества и недостатки, как его сделать и как обрабатывать полученные результаты.
СВОТ — это комплекс маркетинговых и других исследований сильных и слабых сторон предприятия или конкретного продукта. В ходе анализа находят и оценивают все факторы, которые напрямую и косвенно влияют на проект.
До внедрения этого алгоритма для определения перспектив бизнеса учитывали только сильные и слабые стороны компании. Например, сравнивали преимущества и недостатки, из их соотношения делали вывод о дальнейшем развитии продукта. Кеннет Эндрюс расширил формулу двумя составляющими — факторами влияния извне и внутри. Таким образом он превратил анализ сильных и слабых качеств проекта в популярную модель оценки бизнеса.
SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития коммерческого проекта необходимо учитывать следующие характеристики:
На три характеристики бизнес может повлиять. Например, устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (возможности) и усилить свои конкурентные преимущества (сильные стороны). SWOT-анализ учитывает также категорию внешних причин — угрозы для роста. Это природные катаклизмы, климат региона, курс валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и другие факторы.
Основная задача SWOT-анализа — разработка стратегии развития предприятия или проекта с учетом всех факторов, влияющих на бизнес. Исследование позволяет определить существующие и прогнозируемые преимущества и недостатки компании, оценить влияние внешней среды, найти наиболее эффективные методы развития проекта и способы устранения несовершенств.
Для чего нужен SWOT-анализ:
Важно, что анализ показывает преимущества и недостатки с позиции клиента, а не руководителя бизнеса. Именно от потребителя зависит успех проекта, поэтому к его мнению нужно прислушиваться. Соберите обратную связь от покупателей, проанализируйте отзывы и комментарии в соцсетях, учтите положительные и отрицательные точки зрения. Все это станет основой для предстоящего анализа.
Траектория развития проекта зависит не только от его преимуществ и недостатков, но и от внешних факторов. SWOT-анализ нужен, чтобы найти и исследовать эти самые факторы — все, что может ускорить или затормозить развитие бизнеса. Учитывайте изменения в законодательстве, появление новых технологий, планы конкурентов и состояние рынка.
SWOT-анализ связывает сильные и слабые стороны проекта с выявленными возможностями и угрозами. В итоге получается объективная картина происходящего, на которую можно опираться при разработке бизнес-стратегии. Если учитывать что-то одно — только внешние или только внутренние факторы, — ошибки неизбежны.
Эта цель реализуется, когда компания принимает решения на основе результатов СВОТ-анализа.
Этот метод исследования подходит для проектирования стратегии нового предприятия, фирмы, услуги, товара. Нередко алгоритм применяют и для самоанализа личностного, профессионального роста. Его также используют для конкурентной разведки в нише. Например, анализ помогает сегментировать имеющиеся предложения на рынке по степени их востребованности у ЦА.
Для любого бизнеса важно реально видеть рычаги, которыми он может управлять, — внутренние ресурсы компании. А также понимать факторы, находящиеся вне зоны воздействия, — внешние угрозы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время.
Еще один способ сэкономить бюджет компании — подключить сквозную аналитику Calltouch. Инструмент собирает данные с разных рекламных площадок и формирует наглядные отчеты по бюджетам, показам, кликам, заявкам и продажам. Вы четко увидите, в какие каналы следует вкладывать деньги, а какие — отключить.
Как сделать SWOT-анализ, чтобы он принес максимум пользы? Придерживайтесь следующих правил:
Компании используют три варианта:
Его применяют для выявления сильных сторон бизнеса. Упор делают на существующие преимущества и возможности улучшения внутренних факторов, которые будут успешно противостоять воздействиям извне. Главный плюс, который дает экспресс-SWOT-анализ, заключается в наглядности бизнес-характеристик.
Оперирует основными показателями деятельности компании в конкретный момент времени и будущем периоде. Он позволяет получить более точные количественные значения факторов стратегического анализа. Достоинство этого вида — в незамедлительном переходе от исследований к разработке стратегии развития бизнеса. Недостаток — сложность проведения.
Это вариант, в котором используются характеристики экспресс и сводного типа. Алгоритм предполагает проведение как минимум трех стратегических исследований. Количественная оценка не выполняется. Все данные сводятся в таблицу для перекрестного анализа. Плюс — в глубине проработки.
SWOT-анализ обладает следующими достоинствами:
Недостатки метода:
Перед любой компанией стоит вопрос: делать расчет сильных и слабых стороны, рисков и возможностей или нет. Рекомендации такие:
✅ Делать, если нужно быстро получить информацию о перспективах бизнеса без привязки к изменениям во времени.
❎ Не делать, если нужны данные о развитии проекта с учетом динамики рынка. В этом случае СВОТ станет пустой тратой времени. Точной картины не получить из-за того, что в основе исследования лежат примитивные характеристики.
Подключите коллтрекинг Calltouch, чтобы точно знать, откуда к вам приходят клиенты. Система отслеживает звонки в компанию и собирает статистику по конверсиям, источникам переходов и суммам сделки. Вы сможете оптимизировать работу колл-центра, улучшить скрипты и привлекать больше клиентов без лишних затрат маркетинг.
Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения исследования.
Шаг 1. Выписываем основные цели и задачи компании или проекта. Выясняем мотивы: зачем нужно развивать бизнес — лично для вас и для компании в целом.
Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны предприятия. Можно использовать следующие вопросы:
Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия — сильные и слабые стороны. Обсуждаем полученную информацию с коллегами и партнерами.
Шаг 4. Выписываем возможности компании. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы: противодействие конкурентов, изменение законов, природные катаклизмы, политические санкции.
Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.
Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.
Выводы по SWOT-анализу делают на основе двух методик: быстрый просмотр и составление матрицы. Первый вариант занимает 20–30 минут и заключается в том, чтобы откинуть все лишнее и сконцентрироваться на приоритетных задачах. Например, усилить конкретный продукт или услугу за счет имеющихся возможностей.
Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам:
Часто эти два метода используют вместе. Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений, а на следующем шаге выстраивают матрицу по стратегическим линиям.
Рассмотрим пример SWOT-анализа для новой сети закусочных быстрого питания в городе с населением 500 000 человек:
Еще один пример — на схеме ниже.
Хочу получать интересные новости блога
31 мая 2023
20 сентября 2023
13 сентября 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных