Что такое нейромаркетинг в сугубо научном понимании? Это – дисциплина на стыке классического маркетинга и неврологии, а точнее всего касающегося работы человеческого мозга. Определение довольно новой науки звучит так:
Нейромаркетинг – комплекс мероприятий, которые изучают отношение человеческого мозга к маркетингу и рекламе в частности. Результаты исследований позволяют лучше прогнозировать логику потребителя, его реакцию на раздражители посредством измерений процессов в мозгу. В качестве раздражителей выступают различные маркетинговые сообщения – баннеры, тизеры, аудио и видеоролики, акции и прочее. Таким образом, движется вперёд наука и улучшается качество обслуживания покупателей, а также эффективность маркетинга.
Простыми словами нейромаркетинг – по сути, эксперимент, в котором участвуют потребители товаров и услуг, а также маркетологи и нейробиологи/неврологи. Первые естественным образом реагируют на рекламу (как в обычной жизни), вторые и третьи измеряют эти сигналы и пытаются в будущем предсказать реакции покупателей.
Основоположник современного подхода к нейромаркетингу и автор этого термина, Эйл Смидтс, уверен, что методика позволяет определить отношение к продукции или бренду ещё до того, как потребитель осознал свою реакцию. Звучит фантастично и устрашающе, но, как увидим далее, вполне естественно для нашего мозга.
Принципы и цели нейромаркетинга
Вся концепция нейромаркетинга держится на трех китах, точнее трех частях мозга. Это – древний или рептильный мозг, средний мозг (лимбическая система) и неокортекс (новый мозг, кора). Что они собой представляют, за что отвечают в нашей жизни:
Итак, мы выяснили, что главным принципом нейромаркетинга является воздействие на рептильный мозг. Он отвечает за первичные вещи, без которых жизнь была бы немыслима – еда, сон, безопасность, размножение. Сам по себе древний мозг менее развит, имеет небольшие размеры по сравнению со средним мозгом и неокортексом. Но именно он стоит за всеми неосознанными проявлениями в нашем поведении.
Какие особенности свойственны древнему мозгу:
Цели и методы нейромаркетинга прозрачны и поэтому у многих вызывают этический гнев. Во-первых, изучение реакции покупателей на раздражители. Во-вторых – прогноз покупательского спроса и критериев выбора. В-третьих, побуждение к покупке на бессознательном уровне (то есть на уровне рептильного мозга).
Преимущества и недостатки
Нейромаркетинговые исследования позволяют производителям выстроить более эффективную рекламную кампанию. Основные достоинства метода:
Недостатки нейромаркетинга также весьма ощутимы. Именно поэтому до сих пор ведутся споры: использовать новые методики или нет:
Сфера применения на примерах
Большинство современных брендов-гигантов используют нейромаркетинговые лаборатории для тестирования гипотез воздействия на целевую аудиторию. Например, Coca-Cola, все свои рекламные кампании, сначала «прогоняет» с помощью нейровизуализации. В результате видеореклама бренда, баннеры и вся маркетинговая продукция работает с завидной успешностью.
Приведем несколько примеров использования нейромаркетинга в бизнесе:
Как работает нейромаркетинг?
Методы нейромаркетинга реализуются в большей части через каналы восприятия человека. Рассмотрим подробнее:
Кстати, на красный цвет – опасности, человек реагирует мгновенно. Физиологам известно, что это единственный оттенок цвета, который не переворачивается в хрусталике глаза при восприятии. Красный всегда притягивает внимание. Например, логотип Coca-Cola смотрится выгоднее, чем товарный знак Пепси. Сравните сами:
А, например, в логотипе Apple Inc. используются металлические цвета и тоже все очень грамотно продумано.
Нейромаркетинг не обходится одним только воздействием на рептильный мозг и каналы восприятия. В ход идут и традиционные инструменты, улучшенные новыми технологиями:
Основные методы нейромаркетинга
Выделяют пять основных методик исследования реакций человеческого мозга на маркетинговые раздражители:
Примеры нейромаркетинга
Приведем несколько примеров внедрения результатов нейромаркетинга в рекламу продукции:
Кто заказывает нейромаркетинг?
Исследования в нейромаркетинге стоят недешево, поэтому их заказывают в основном крупные компании:
Что почитать о нейромаркетинге?
На досуге мы рекомендуем почитать следующие популярные книги по этой теме:
Резюме
Мы узнали, что нейромаркетинг – это наука на стыке нейробиологии и маркетинга, которая изучает реакции нашего мозга на рекламу. Изучили принципы и цели методики, узнали о преимуществах и недостатках. Познакомились с тем, как работает нейромаркетинг на примерах.
Хочу получать интересные новости блога
7 марта 2023
27 марта 2023
20 марта 2023
24 марта 2023
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных