Подключите!
Программатик с кэшбеком — соберите аудиторию размером с космос
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2Vtzqwp9tt5
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Квадрат Декарта для принятия решений: что это такое и как им пользоваться

4 июня 2024
12 мин на чтение
322
Квадрат Декарта для принятия решений: что это такое и как им пользоваться
author__photo

Принимать управленческие решения непросто: сложный выбор, миллион вариантов, выгод, преград и перспектив. Чтобы все учесть и взвешенно подойти к трудному вопросу в бизнесе, психологии и личной жизни используют квадрат Декарта. Что это такое и как им пользоваться, рассказываем ниже.

Что такое квадрат Декарта

Квадрат Декарта — это методика принятия решений. Ее придумал Рене Декарт — философ и математик. Технология простая, она не отнимает много времени и помогает быстро концентрироваться на главном. Когда вы проходите по каждому блоку из квадрата Декарта, вы распутываете клубок запутавшихся мыслей, чтобы в конце прийти к оптимальному решению.

Квадрат делит рассуждения на 4 блока:

  • что будет, если я водворю гипотезу в жизнь;
  • что будет, если я этого не сделаю;
  • чего не произойдет, если я все же это сделаю;
  • если я этого не сделаю, то что не произойдет.

Пока вы формулируете мысли, составляя список под каждый вопрос, вы приходите к выводу, почему гипотеза верна или неверна. А главное, стоит ли тратить на нее время и деньги. Технику используют не только в бизнесе: квадрат Декарта в психологии так же популярен, как и в маркетинге, образовании и в решении личных дилемм. 

Суть методики во всестороннем анализе. Например, если вы хотите опробовать бизнес-гипотезу в жизни, возьмите данные из сквозной аналитики, изучите их и выдвиньте гипотезу. Квадрат Декарта даст ориентиры: какие изменения нужны, где в воронке слабые стороны и почему проблема появилась.

Как пользоваться квадратом Декарта

Начнем с главного — квадрат Декарта для принятия решений выглядит так:

Вот как работать в этой методике:

  • Вам потребуется место для записей. Подойдут листок с ручкой или Google Docs. Главное, чтобы вам было удобно излагать и корректировать мысли.
  • Чем больше ответов, тем лучше. На каждый из блоков выпишите максимум позиций. 
  • Двигайтесь последовательно. Важно сначала ответить на вопрос из верхнего левого угла, а затем — как посчитаете нужным. Главное — сразу ответить на то, что будет, если гипотезу реализуют. 

Разберем реальный пример. Магазин «Spring ON» занимается офлайн-продажей флористики: букетов, цветов, домашних растений. Магазин небольшой — он не работает со службой доставки, у него нет соцсетей и сопутствующих услуг (открытки, конфеты). Владелец точки интуитивно ощущает, что пора развиваться, и выдвигает гипотезу, что сотрудничество со службой доставки положительно повлияет на дело:

  • Увеличит число заказов. Служба охватит больше клиентов на территории города и области. Это также станет первым шагом в развитии омниканальности. Следующий этап — создание сайта и соцсетей, их анализ и масштабирование.
    Calltouch
    Привлекайте, конвертируйте
    и анализируйте ваших клиентов
    Платформа омниканального маркетинга
    Подробнее
  • Повышение среднего чека. Планируется, что доставка будет работать при минимальном заказе от 3000 руб.
  • Выгодное преимущество перед конкурентами. Покупатели будут получать свежие цветы в день заказа.

Работа с доставкой поможет «Spring ON» поддерживать цены на рыночном уровне и не списывать часть цветов в пользу естественной убыли. Ведь тогда больше букетов будут доставлять сразу после сбора, они не будут лежать на складе и портиться.

Казалось бы, о чем думать — бери и делай. Но магазин новый и маленький. Такие услуги больно дадут по бюджету предпринимателя. Чтобы разобраться, стоит ли ему на этом этапе вводить доставку, используем метод квадрата Декарта.

Что случится, если это произойдет

Плюсы от того, что предприниматель решится на доставку цветов до двери заказчика:

  • продажи будут происходить чаще;
  • расходы на продавцов, аренду, электричество станут меньше (относительно повысившихся продаж), а значит, цены не полезут вверх;
  • это удобно клиентам, если они не хотят идти в магазин, либо если они захотят порадовать адресата внезапным сюрпризом;
  • те, кто уже привык к доставке продуктов, еды или WB скорее предпочтут и доставку цветов;
  • если гипотеза сработает, можно масштабироваться значительно дешевле и организовать доставку в несколько городов области.

Этот вопрос — поиск плюсов, если бизнесмен получит желаемое. Чаще всего он самый простой, а потому сильнее других мотивирует к действиям. Не останавливайтесь только на том, что первое придет в голову — подумайте хорошенько и «вытащите» из головы максимум преимуществ и выгод, в том числе косвенных и вторичных. 

Что случится, если это НЕ произойдет

Если же гипотезу никто не реализует, от этого также будут преимущества:

  • не нужно будет проходить бюрократический путь по оформлению сотрудничества с сервисом доставки;
  • за услуги компании не нужно будет платить;
  • не нужно будет привлекать сотрудников для сборки букетов «с собой» и обработки звонков.

В этом блоке найдите плюсы от провала гипотезы. Ведь если вы откажетесь от желаемого, то тоже получите выгоду — освобождение от ряда обязанностей.

Чего НЕ случится, если это произойдет

Если предприниматель реализует свою задумку, то вот какие факторы омрачат результат:

  • сотрудники будут работать больше и быстрее уставать;
  • появятся затраты на доставку и оплату стороннему исполнителю, а также тем сотрудникам, кто задействован со стороны «Spring ON».

Не бойтесь искать минусы от получения желаемого и повторяться в разных блоках. Это еще одна сторона, которая поможет добиться результатов или аккуратно избежать провальной идеи.

Чего НЕ случится, если это НЕ произойдет

А вот что владелец магазина потеряет, если не начнет сотрудничать с сервисом доставки:

  • постепенно клиенты, которые привыкли к доставкам, перейдут к конкурирующим магазинам;
  • мелкий бизнес проиграет сетям цветочных бутиков, а значит, «Spring ON» превратится из атмосферного маленького магазина в точку с цветами, которая нужна только жителям близлежащего района.

В этом блоке раскройте минусы и потери, если вы так и не получите желаемого. Чем быстрее вы записываете ответы в этом квадратике, тем лучше — полагайтесь на деловую интуицию и внутреннее чутье.

Проанализировав все «за» и «против», просмотрев ответы по квадрату Декарта, владелец «Spring ON» решил все же сотрудничать со службой доставки. Несмотря на то что его магазин небольшой, плюсов и перспективных выгод больше.

Преимущества и недостатки техники квадрата Декарта

У квадрата Декарта сущность технологии в том, чтобы наглядно увидеть, как решение формируется в ходе размышлений. Вот ее главные преимущества:

  • это быстро и просто — не нужна подготовка и техника, просто возьмите ручку и листок и освободите полчаса;
  • она универсальна и подойдет для бизнеса, обучения и личной жизни;
  • техника актуальна, так как дает только каркас размышлений, а детали и конкретику вы каждый раз прописываете сами, с нуля, сообразно сложившейся ситуации.

Но квадрат Декарта — это не волшебная шкатулка, которая знает все про всех. Это только методика, которая систематизирует ваши мысли и дает ориентиры. Принимать решение и нести за него ответственность придется вам. 

Как эффективно использовать методику

Квадрат Декарта эффективен, если:

  • Все мысли выносить на бумагу, а не обрабатывать их в голове. На листе вырисовывается структура, мысли же хаотичны. К тому же человек часто теряет детали, не зафиксировав их. 
  • Вы честны. Не врите самому себе — это только застопорит ход принятия решения.
  • Вы руководствуетесь своими интересами. Постарайтесь отключиться от внутреннего голоса наставников, друзей и коллег. Ответственность за решение лежит на вас, значит, решать нужно самому. Ориентируйтесь на собственные знания, опыт и чутье — тогда результат будет взвешенным.

Заключение

Резюмируем:

  • Квадрат Декарта — универсальный метод рассуждений. Он помогает принимать решения. Для этого письменно фиксируют все значимое, отсекают неважное и акцентируют плюсы и минусы во всех сценариях развития ситуации.
  • Визуализация ответов формирует полное представление обо всех плюсах и минусах, а также об упущенных выгодах
  • Квадрат Декарта не позволяет зациклиться только на минусах или только на плюсах. Он раскрывает все стороны проблемы и исключает возможность не столкнуться с одной из них.
Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить