Метод «зеттелькастен» или «цеттелькастен» предложил Никлас Луман — немецкий социолог и философ. Он обладал выдающейся работоспособностью — выпускал по две книги в год и написал около 500 научных статей. Согласитесь, такая продуктивность свойственна не каждому. Если вы сталкиваетесь с недостатком идей, попробуйте придерживаться принципов zettelkasten. Рассказываем, в чем они заключаются.
«Zettelkästen» в переводе с немецкого — «ящик для заметок». Так называется метод Лумана для структурирования информации и установления причинно-следственных связей.
Ученый написал более 70 книг, что доказывает эффективность зеттелькастена.
Никлас Луман получил образование в Гарварде. Затем он защитил две диссертации по социологии и стал доктором наук, а потом и профессором университета Билефельда.
Ученый удивлял окружающих впечатляющей работоспособностью и рассказывал, что использует авторский метод — записывает идеи в карточки, а затем раскладывает их по специальным ящикам. Эта картотека представляла собой деревянный шкаф из 24 отсеков.
Главный принцип метода — «одна идея — одна карточка». Луман присваивал каждой порядковый номер, а когда хотел развить ту или иную мысль, добавлял «дочернюю заметку». Например, к идее №3 относились карточки 3.1, 3.2, 3.3. Заметки к ним помечались дополнительной буквой, например 3.1а.
В зеттелькастене Лумана даже была заметка 21.5а10а2. Когда карточек стало слишком много, ученый решил установить между ними причинно-следственные связи. После этого идеи перестали существовать в его картотеке отдельно — к каждой были привязаны несколько других, которые пересекались между собой по смыслу или цели. На этом Луман не остановился и начал писать в карточках источники идей (например, названия прочитанных книг), а также составлять списки ключевых слов для каждого блока.
Зеттелькастен Лумана до сих пор хранится в университете Билефельда. В нем хранится 90 000 карточек. Однако поклонники метода восторгаются не столько объемом картотеки, сколько уникальной сетью связей между идеями.
Яндекс.Коллекции: как работают и использовать для бизнеса и продвижения
Используйте специальные приложения, которые работают точь-в-точь по принципу знаменитой картотеки — они значительно упростят ведение заметок.
Небольшая инструкция:
Zettelkästen особенно полезен для креативных специалистов. Благодаря этому методу рабочий процесс станет проще и структурированнее. Во время командного брейншторма сотрудники могут упустить в творческом порыве много интересных идей. Составьте большой список со всеми предложениями, разделите на тематические блоки и создайте в каждом из них заметки — части одной большой идеи.
В первую очередь тем, кто не может регулярно и беспрерывно работать над идей. Чересчур творческие неусидчивые личности избегают любых систем планирования, поскольку воспринимают их как рамки, которые ограничивают полет креатива. Кроме того, ведение картотеки требует терпения, которое есть не у всех.
Если вам регулярно нужно моментально принимать решения и генерировать экспресс-идеи, у вас не будет времени создавать заметки для zettelkästen, выстраивать взаимосвязи между карточками и систематизировать картотеку. Метод рассчитан на долгосрочную, планомерную работу.
Отслеживайте эффективность рекламы с помощью Коллтрекинга Calltouch. Сервис автоматически формирует отчеты об источниках звонков. Это позволит вам выявить бесполезные маркетинговые площадки и оптимизировать бюджет.
Когда начнете создавать свои карточки, следуйте принципам метода zettelkästen, иначе не сможете оценить его эффективность. Итак:
Систематизируйте информацию о своем маркетинге. В этом вам поможет Сквозная аналитика Calltouch. Сервис автоматически собирает детальную статистику о рекламных кампаниях на разных площадках. С ним у вас всегда будут под рукой актуальные данные о затратах на продвижение, лидах и сделках.
Чтобы вынести из зеттелькастена максимум пользы, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Хочу получать интересные новости блога
28 ноября 2022
30 ноября 2022
2 декабря 2022
3 декабря 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных