Black Friday в Calltouch
Скидка на триггерные коммуникации 50%. Текущие клиенты дешевле новых!
14 марта 2021
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Маркировка товаров: что это такое и с какими товарами делать

17 июня 2022
18 мин на чтение
18333
author__photo

Нет времени читать?
Отправить статью на почту

На российском рынке активно внедряется система маркировки товаров. Она помогает бороться с фальсификатом и выявлять недобросовестных поставщиков. Благодаря системе маркировки, покупатели могут быть уверены в качестве и безопасности приобретаемых продуктов. Многим сферам бизнеса предстоит столкнуться с новыми правилами и привести свои изделия в соответствие с положениями закона. Рассказываем, какие товары подлежат маркировке, как подготовиться и подключиться к системе, какие требования учесть.

Что такое маркировка товаров

Маркировка — это нанесение на упаковку продукта уникальной последовательности символов. Это идентификационный код, в котором отображены главные сведения о товаре: страна происхождения, производитель, основные характеристики, модель, цвет, размер. Оператор системы маркировки создает специальный код для каждого продукта и направляет информацию об этом производителю.

Закон о маркировке товара

В 2018 году Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) одобрили проект разработки Единой системы маркировки товаров. Вышел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». В нем приведены основные принципы работы системы маркировки и средств идентификации. Через год появилась единая система мониторинга товаров, подлежащих принудительной маркировке.

В 2021 году список изделий, которые необходимо маркировать, расширился: в него вошли одежда и текстиль, молочные продукты. К 2024 году обязательная маркировка затронет большую часть потребительских товаров. 

Закон о маркировке постоянно корректируют, поэтому бизнесу важно следить за нововведениями. Обновления можно проверять на официальном сайте системы «Честный знак». Она контролирует все этапы товарооборота, от изготовления до покупки.

Что такое Национальный каталог товаров

Национальный каталог товаров часть системы «Честный знак». Он содержит данные по всем товарным позициям, на которые введена принудительная маркировка. Любой участник товарооборота может зарегистрироваться в системе «Честный знак» и просматривать ее информацию.

Национальный каталог товаров интегрируется с различными федеральными ресурсами, например, с Роскачеством и Россельхознадзором. В нем хранятся сведения о товарах, сопроводительные документы и разрешения.

Для чего нужна маркировка

Маркировка товаров важна для всех участников товарооборота — государства, производителей, продавцов и потребителей. Каждая сторона получает свои плюсы.

Польза от маркировки продукции для бизнеса

Благодаря обязательной маркировке, с рынка уходят производители контрафакта. Легальным компаниям становится проще конкурировать между собой. Продавцы избегают штрафов за продажу некачественной продукции и возвратов от недовольных потребителей. Доходы бизнеса растут.

caltouch-platform
Сквозная аналитика Calltouch
  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции
Узнать подробнее
platform

Польза от обязательной маркировки для государства

Государству важно контролировать функционирование рынка и бороться с теневым сектором. Система обязательной маркировки позволяет государству контролировать оборот товаров и не допускать, чтобы на рынок попадали подделки и контрафакт. В итоге в бюджет поступает больше налогов, поскольку число компаний, которые работают нелегально, снижается.

Как работает обязательная маркировка

  1. В системе маркировки генерируется уникальная комбинация символов для идентификации товара. Компания-производитель наносит его на упаковку. При отгрузке дистрибьютору передается универсальный передаточный документ (УПД) со всеми кодами.
  2. Дистрибьютор проверяет актуальность кодов, прописанных в документах, утверждает УПД, вносит информацию в систему маркировки и оформляет отгрузку.
  3. Продавец принимает товар.
  4. Продавец на кассе сканирует код в чеке, а система маркировки фиксирует сведения о продаже.
  5. Потребитель получает продукт.

Перечень товаров, для которых необходима маркировка

Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, постепенно расширяется. Для некоторых категорий продукции в 2021 году закончился срок экспериментальной маркировки. Продавцам других категорий необходимо следить за изменениями в законах.

По данным за январь 2022 года, обязательной маркировке подлежат 10 категорий продукции:

  • табачные изделия;
  • товары легкой промышленности;
  • обувь;
  • лекарства;
  • парфюмерия;
  • молочная продукция;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • шины и автомобильные покрышки;
  • шубы;
  • бутилированная вода.

Для некоторых видов продукции маркировка реализуется в экспериментальном формате. Производитель сам решает, присваивать коды товарам или нет. К ним относятся биологически активные добавки, слабоалкогольные напитки, антисептические средства.

С 1 марта 2022 года станет обязательной маркировка велосипедов и рам к ним.

Виды кодов, из чего они состоят

Коды маркировки наносят в форме:

QR-кода и RFID-метки. Ими маркируют шубы и меховые изделия. В коде есть ссылка, при переходе по которой пользователь получает информацию о производителе и уникальный код маркировки. RFID-метка обеспечивает защиту кода от подделки.

DataMatrix-кода. Он предназначен для маркировки остальных товаров. Это комбинация из цифр, символов и букв. DataMatrix-код используют вместо QR-кодов, так как он более емкий и помещается на маленьких изделиях вроде упаковки лекарства.

В QR-коде содержится ссылка, которая ведет на страницу с кодом маркировки. А в DataMatrix — сам код.

В коде маркировки есть индивидуальный код товара. Он совпадает у товаров с одинаковым составом. Вместе с уникальным серийным номером — набором цифр, символов и букв — он отражает данные о продукте, производителе и продавце. В коде маркировки также есть проверочный ключ и код для защиты данных.

Оператор системы маркировки

Оператором системы маркировки товаров назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он создал Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».

В обязанности ЦРПТ входит:

  • генерация кодов;
  • защита кодов от подделки;
  • контроль списка участников товарооборота;
  • создание единого каталога товаров и цифровой платформы для товарооборота со странами Евразийского союза.

Главное о регистрации товаров в ГИС МТ

ГИС МТ это государственная информационная система мониторинга товаров. Производители и импортеры передают в нее данные о вводе маркированной продукции в оборот.

Кто должен заносить товары в ЕГИС

Маркировать изделия обязаны: 

  • производители, если объекты производства располагаются в России;
  • импортеры, если продукцию перевозят через границу;
  • комиссионеры, если товары получают от третьих лиц после заключения договора.

Что нужно для работы с маркировкой

Для продажи маркированных товаров магазину нужны:

Подключение к системе электронного документооборота (ЭДО) — в ней дистрибьюторы обмениваются с клиентами документами с кодами маркировки. Документы подписывают с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которую можно получить в специальном удостоверяющем центре. 

Приложение к договору с ОФД о передаче информации в «Честный знак». У компаний, которые пользуются онлайн-кассой, уже есть договор с ОФД о передаче фискальных данных в налоговую. Для продажи маркированных товаров они заключают еще один договор с ОФД или вносят дополнения в старый.

ПО для работы с маркированной продукцией — кассовая программа и товароучетная система.

Онлайн-касса, которая поддерживает работу с маркировкой. Она должна фиксировать выбытие товара и передавать его код в «Честный знак». Можно подключить кассу, которая будет также принимать маркированную продукцию.

2D-сканер штрихкодов на кассе — он нужен для фиксации выбытия. Важно, чтобы сканер мог считывать и одномерные, и двухмерные коды.  

Терминал сбора данных — карманный компьютер со встроенным сканером. С его помощью сотрудник склада может принимать маркированные товары в любом месте, без привязки к десктопу и 2D-сканеру.

Какие данные запрашивают для ввода товаров в оборот

Информация, которую запрашивает система маркировки, может быть разной в зависимости от категории продукта. Обычно это:

  • сведения о производителе, ИНН;
  • код изделия, номер технического регламента;
  • страна производства;
  • разновидность товара, его наименование;
  • товарный знак;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС.

Как подключиться к системе маркировки

Разные участники рынка по-разному подключаются к системе маркировки товаров. Например, розничные продавцы и дистрибьюторы действуют по следующей схеме:

  • регистрация на сайте «Честный знак»;
  • покупка сканера штрих-кода, работающего с кодами Data Matrix;
  • сканирование кодов товаров;
  • обновление прошивки для добавления кодов в чек.

Схема подключения для производителей и компаний-импортеров:

  • регистрация на сайте «Честный знак»;
  • заказ кодов на выпускаемые партии;
  • покупка оборудования для маркировки;
  • покупка сканера штрих-кода;
  • внедрение маркировки в производственный процесс.

Требования к маркировке товаров

У обязательной маркировки есть ряд требований. Их соблюдение гарантирует законность происхождения товаров. 

  • Расположение этикетки

К расположению штрих-кода нет строгих требований. Маркировку можно наносить на саму продукцию, бирку-ценник или упаковку. Главное, чтобы код был качественным и считывался сканером. 

  • Содержание этикетки 

Маркировка продукции регламентирована ГОСТом и другой технической документацией. Для каждой отрасли она своя. Обычно на этикетке указывается название товара, его состав, масса или размер, сроки и условия хранения, производитель, номер серии или партии.

  • Требования к принтеру и ККТ

Для печати этикетки подойдет любой принтер. Но он должен производить качественные наклейки: товары с нечитаемой маркировкой приравниваются к тем, у которых ее нет совсем. Поэтому лучше используйте термотрансферный принтер, который печатает качественные этикетки с долгим сроком службы.

У контрольно-кассовой техники (ККТ) должна быть функция работы с маркировкой. В нее входят прием и передача данных оператору информационных систем маркировки (ОИСМ).

  • Маркировка для малого бизнеса

Для малого бизнеса условия маркировки товаров аналогичны: нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак» и приобрести сканер для считывания штрих-кодов. Этикетки наносят на каждое изделие. Товары регистрируют в системе, после чего их можно продавать.

Налоговые ограничения

Введение системы маркировки коснулись предпринимателей, которые применяют патентный режим налогообложения и режим ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Им нельзя торговать лекарствами, обувью и мехом. На остальные виды розничных товаров запрет пока не распространяется.

Как бизнес должен подготовиться к маркировке

Систему маркировки внедряют постепенно. Предпринимателям важно знать, как подготовиться к нововведениям.

Коды

Печать одного кода стоит около 50 копеек без НДС. Можно печатать на собственном принтере или обратиться к сторонним организациям.

Оборудование

Для внедрения маркировки нужны:

  • двухмерный сканер — средняя цена от 2 000 до 8 000 рублей;
  • онлайн-кассы — стоимость до 30 000 рублей для обычных терминалов и от 35 000 рублей за POS-систему;
  • терминал сбора данных — от 16 000 рублей;
  • принтер — в среднем около 15 000 рублей.

Обновление программ и настройка системы

Система маркировки товаров формируется из кассовой программы — от 1 500 рублей на одну кассу, системы учета товаров — от 3 000 рублей. Обновление стоит примерно 1 000 рублей. Для настройки могут понадобиться услуги программистов. Час работы — от 1 000 рублей.

Прочие затраты

Электронная цифровая подпись стоит в среднем от 1 000 до 3 000 рублей. За регистрацию на сайте «Честный знак» нужно заплатить около 1 000 рублей, если собираетесь получать комплекс услуг от сервисного центра. Договор с ОФД — около 7 000 рублей.

Бесплатно Электронная книга
23 действующих способа сделать свой маркетинг круче, быстрее, эффективнее, чем сейчас Получить бесплатно

Какую купить кассу, чтобы товар выводился из оборота

Кассовая техника для сканирования кодов и передачи данных в систему «Честный знак» должна поддерживать формат фискальных данных ФФД 1.2. Узнайте о функциональных возможностях кассы еще до ее покупки.

Что делать, если касса не подключена к ОФД

Сделайте это самостоятельно:

  • зарегистрируйтесь на OFD.ru;
  • авторизуйтесь в личном кабинете;
  • перейдите по ссылке «Заявки в ФНС»;
  • оплатите услуги;
  • установите настройки на кассовом аппарате.

Штрафы за нарушения условий маркировки продуктов

За продукцию без маркировки ИП получает штраф от 10 000 до 15 000 рублей, ООО — от 100 000 до 150 000 рублей. Штрафуют и кассира на сумму до 5 000 рублей. Немаркированную партию могут полностью изъять из оборота.

Подведем итог

  • Обязательная маркировка товаров в России затронула значительную часть товарных групп. 
  • Несмотря на трудозатратность введения системы, от нее есть польза. 
  • Использование маркировки показывает покупателю, что товар — надлежащего качества. Бизнесу помогает работать в рамках закона. Государству — контролировать работу рынка и получать больше налогов.
Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить