Calltouch Лидс
Звоните, отправляйте SMS, показывайте рекламу посетителям сайта, даже если у вас нет их контактов
10 декабря 2021
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Как использовать Lean Canvas в работе с проектами

2 декабря 2022
13 мин на чтение
11244
author__photo

Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Иногда новый продукт существует только в виде идеи, и его модель до конца непонятны. В таком случае грамотно презентовать его ЦА не получится. Чтобы самостоятельно разобраться в сути продукта и сгенерировать качественное УТП, основную концепцию размещают на листе в виде блоков. Получается своеобразная таблица, которую называют Lean Canvas. Рассказываем, как с ней работать и где ее применять.

Что такое Lean Canvas

Инструмент представляет собой таблицу из 9 блоков. Ее делают от руки или используют для ее изображения специальную программу. Когда возникает какой-то вопрос по поводу продукта, достаточно взглянуть на схему, чтобы найти ответ. 

Выглядит она примерно следующим образом:

Подобный бизнес-план позволяет разместить все самое главное на одной странице. Потом содержание можно легко изменять в зависимости от ситуации. Это особенно полезно там, где результат выглядит заведомо расплывчато.

Зачем нужна модель

В первую очередь Lean Canvas шаблон используют, чтобы точно понимать поведение бизнеса. С другой стороны, это не просто возможность структурировать информацию и презентовать ее – модель пригодится также для определения требований к запуску жизнеспособного продукта.

Планировать рабочий процесс важно, но это не должно отнимать много времени. Заполнение шаблона помогает максимально быстро составить гибкий бизнес-план. Лучше выделить несколько часов на мозговой штурм, чтобы таблица получилась максимально реалистичной.

Преимущества и недостатки

К главному недостатку Lean Canvas относится то, что он изначально сильно сжат и требует постоянной доработки. Это не конечный бизнес-план и, по сути, подходит только для стартапов, чтобы наметить основы стратегии, которую потом можно будет планомерно усложнять и развивать. 

Такой минус легко превратить в плюс, ведь такая гибкость как раз и является одним из основных преимуществ. Существуют и другие:

  • возможность использования нестандартных подходов к планированию;
  • выявление проблем и их оперативное решение;
  • сбор основной информации в одном месте;
  • быстрое заполнение шаблона;
  • выделение особенно важных моментов;
  • возможность быстро донести свою точку зрения.

Как заполнить таблицу

Некоторые так быстро подходят к заполнению Lean Canvas, что это запутывает их изначально. Чтобы не ошибиться, внимательно изучите структуру шаблона. Помимо этого, соблюдайте определенную последовательность в блоках. В таком случае образ продукта получится у вас более развернутым и понятным.

Определение ЦА

Не бывает такого, чтобы продукт подходил всем, поэтому в первую очередь определяют целевую аудиторию. Если она оказывается слишком широкой, ее разделяют по сегментам. Характеристики зависят от вида бизнеса, но обычно изучают пол, возраст, место работы, социальный статус и увлечения.

Покупатели не всегда оказываются потребителями. Например, родители выбирают товары для детей, а родственники ходят в аптеку по просьбе заболевших. Такие моменты тоже нужно учесть при заполнении.

Чтобы быстрее получить обратную связь, в качестве первых клиентов выбирают друзей и родственников, но лучше собрать специальную тест-группу. Во-первых, друзья и родственники все равно должны относиться к целевой аудитории. Во-вторых, чтобы не обидеть, они часто озвучивают только положительное мнение о продукте.

Проблемы и альтернативы

Большинство начинающих предпринимателей совершают одну и ту же ошибку. Они видят только главные функции продукта, но забывают о том, какую именно основную потребность клиента он закрывает. Если их несколько, записывают их все в порядке важности. В некоторых случаях проще создать еще один продукт, чем пытаться закрыть все потребности ЦА разом.

Обычно конкуренты уже предлагают альтернативные решения. Если их вообще нет, значит «боли» ЦА сильно преувеличили или придумали несуществующие. 

Чтобы защититься от происков конкурентов и спама с рекламных платформ, подключите Антифрод Calltouch. Накрутка звонков – популярный и вредоносный метод спама. Такие обращения расходуют бюджет и отнимают время сотрудников. Антифрод надежно защитит вас от них.

caltouch-platform
Антифрод
Автоматически выявляет некачественные звонки, которые не приводят к продажам, а просто расходуют бюджет.
  • Выявляет и тегирует сомнительные звонки от недобросовестных рекламных подрядчиков или спам
  • Позволяет учитывать в отчетах только качественные обращения
  • Упрощает контроль подрядчиков
Узнать подробнее
platform

Уникальная ценность продукта

Здесь не требуется максимально подробное описание. Достаточно указать, чем компания лучше конкурентов, но ответ в любом случае связывают с решением проблемы. Если уникальное торговое предложение (УТП) уже готово, в этот блок его и записывают. Если же оно пока не сформировано, его добавляют позже.

Решение проблемы

Для каждой проблемы продумывают способы решения, но результат в любом случае должен превзойти конкурентов. С первого раза ответ вряд ли будет идеальным, зато станет понятно, в какую сторону двигаться. Кстати, именно после описания этого блока проще сформировать УТП.

Полагаться только на себя не стоит, так как почти всегда ответ выходит субъективным. Чтобы приблизиться к лучшему результату, проводят исследования с помощью тест-группы. Она опровергнет некоторые способы решения проблемы, но это даже к лучшему, ведь не придется тратить время на значительную работу над ошибками.

Каналы продвижения 

Существует два способа продвижения: клиенты приходят сами или их активно привлекает компания. В первом случае работают такие инструменты, как SEO, SMM или онлайн-конференции. Во втором – рекламные объявления, почтовые рассылки, обзвоны. Начинать лучше со второго варианта, чтобы убедиться в работоспособности бизнес-плана.

Выбор каналов зависит от целевой аудитории. Например, когда речь идет о пожилых людях, лучше выбрать телевидение или радио. Если же аудитория молодежная, подойдет реклама в социальных сетях и блогах. Дальше клиентов разделяют по социальному статусу и увлечениям, ведь, например, для молодых семей и одиноких студентов каналы продвижения отличаются.

Потоки прибыли

Любой продукт создают для получения дохода, даже если декларируют, что он бесплатный. В этом случае обычно хотят увеличить целевую аудиторию, привлечь внимание к бренду, повысить его узнаваемость.

В качестве примера хорошо подходит маркетинговая бизнес-модель Freemium. Бесплатная версия продукта (компьютерной игры, программного обеспечения, онлайн-сервиса и прочего) предполагает ограниченный набор функций. Потенциальные покупатели тестируют ее, убеждаются в качестве, после чего им предлагают попробовать платный продукт с расширенным функционалом.

Чтобы узнать более конкретную информацию, иногда достаточно качественно проанализировать конкурентов. Каналы продвижения и размер бюджета станут отличным ориентиром. 

Эффективность вашего бизнеса значительно повысится, если вы будете знать наверняка, какие маркетинговые стратегии работают лучше всего. Подключите коллтрекинг Calltouch и отслеживайте источники входящих звонков. 

caltouch-platform
Коллтрекинг Calltouch
Тратьте бюджет только на ту рекламу,
которая работает
  • Коллтрекинг точно определяет
    источник звонка с сайта
  • Прослушивайте звонки в удобном журнале
Подробнее про коллтрекинг
platform

Бюджет

Все расходы разделяют на постоянные и переменные. К постоянным относятся затраты на рекламу, аренду сервера, маркетинговые исследования и так далее. Переменные – технические услуги, разработка дизайна и другие. Если расчет произвели точно, станет понятно, сколько клиентов нужно для выхода на желаемый размер прибыли.

Ключевые метрики

Показателей для отслеживания результатов работы достаточно много. Выбирают их в зависимости от специфики бизнеса. Например, загрузки, посещения, регистрации, прибыль, CAC, LTV и так далее. Показатели рассчитывают, исходя из результатов блоков «потоки прибыли» и «бюджет». 

Ключевые метрики решают 3 важных задачи.

  1. Оценка успешности проекта.
  2. Определение точки окупаемости.
  3. Прослеживание влияния изменений на результат.

Скрытое преимущество

Модель Канвас хороша тем, что легко меняется в зависимости от ситуации, ведь рынок быстро приспосабливается к любым новым продуктам. Чтобы быть впереди конкурентов, требуется эксклюзивное преимущество, которое сложно или вообще невозможно повторить.

Этот блок хоть и последний, но один из самых важных и сложных. Обычно его заполнение занимает больше времени по сравнению с предыдущими.

Шаблон Lean Canvas

Блоки расположены в определенной последовательности, потому что так с ними работать удобнее. Для создания Lean Canvas используют специальные программы, онлайн-сервисы или записывают результаты на бумаге. Если вы не хотите в них разбираться, используйте представленный ниже шаблон.

Обычно таблицы не выкладывают в открытый доступ, потому что они предназначены для самого предпринимателя и его команды. Многие не хотят, чтобы конкуренты узнали об их планах, поэтому найти реальные примеры бывает очень сложно. Если пофантазировать, Lean Canvas для Google мог бы выглядеть приблизительно так:

Коротко о главном

  • Lean Canvas – предельно сжатый бизнес-план, с помощью которого легко определить основную концепцию продукта и презентовать ее другим.
  • Шаблон помогает начать с разработки одной идеи, поэтому отлично подходит для стартапов.
  • Таблица состоит из 9 блоков, содержание которых можно и нужно со временем менять.
  • Если не получается заполнить какие-то из блоков сразу, к ним всегда можно вернуться позже.
Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить