Оферта — удобный инструмент для бизнеса, который позволяет законно продавать товары и оказывать услуги, но при этом не заключать договор на бумаге. Достаточно сделать публичное или непубличное предложение, согласие с которым будет равнозначно заключению договора. Рассказываем, кто может использовать оферту, как правильно составить документ, чтобы избежать претензий со стороны клиентов и Роспотребнадзора.
Как сделать транскрибацию аудио и видео в текст: лучшие способы
Договор и оферту часто путают. Договор — это соглашение двух или более сторон, которое влечет за собой возникновение взаимных прав и обязанностей. Оферта — только предложение к его заключению. Оно содержит обязательные и дополнительные условия продажи, подходит для реализации товаров и оказания услуг. Главное — не требует встречи с клиентами или длительного согласования условий сделки.
Стандартный пример оферты — цена продукта. Продавец предлагает купить товар по определенной цене, а покупатель соглашается. Стоимость не может измениться на кассе или во время онлайн-оплаты, потому что это важное условие договора.
Оферты делят на два вида в зависимости от количества адресатов:
Отличается от непубличного предложения тем, что клиенту нельзя отказать. Компания обязана продать пылесос, приготовить бизнес-ланч или сделать стрижку потребителю, если она выступает с соответствующей публичной офертой. За нарушение условий организации грозит административная ответственность по ст. 14.8 КоАП РФ.
Отдельно выделяют счет-оферту. Это разновидность непубличной (простой) оферты, когда один документ — одновременно и счет, и договор. В нем указывают наименование товара, цену и другие условия сделки.
Работать по оферте может кто угодно — в законе нет ограничений. С публичными и непубличными предложениями выступают предприниматели и люди без статуса ИП, самозанятые, компании.
Оферту применяют для единичных или массовых продаж. Обычно ее используют для реализации товаров и услуг с одинаковыми условиями для всех потребителей. Примеры таких предложений: подписка на музыкальные сервисы, доставка еды, обучение на онлайн-курсах.
Чтобы продавать больше товаров и услуг, важно правильно продвигать продукт и отслеживать маркетинговые показатели. Коллтрекинг Calltouch собирает данные из CRM и рекламных сервисов «Яндекс.Директ», MyTarget, Google Ads. Маркетолог сможет построить воронку продаж от показов объявлений до окупаемости и выяснить, какие кампании приносят звонки.
Оферту используют для продажи товаров и оказания услуг, но есть два исключения, когда потребуется договор с подписями сторон:
Например, центр массажа работает по одной программе для всех. Когда клиент приходит в салон и оплачивает сеанс, он заключает оферту. Однако если массажист за доплату приходит к человеку после травмы на дом, стандартные условия не подойдут. Правильнее составить отдельный договор и прописать в нем все условия.
Плюсы оферты:
Недостатки оферты:
Обязательные условия оферты не предусмотрены законом, так как это не договор. Однако это не означает, что предприниматель может указывать в публичном предложении все, что захочет. Необходимо учитывать особенности сделки.
Так, при продаже товаров нужно составить описание и указать цену. Предложение может быть устным, но обычно создают письменные. Оно может состоять из 2–3 предложений или текста на несколько листов. Главное — четко указать, что вы предлагаете и что хотите получить.
Например, «Выгодная неделя фитнеса» — это реклама, такая формулировка не подходит для оферты. А «Семь групповых занятий с тренером по два часа за 3 000 рублей» — публичное предложение: в нем четко указаны суть и цена.
Структура оферты не регулируется законом, но обычно состоит из нескольких частей:
По желанию в оферту включают положения об обработке персональной информации, способах разрешения возникающих споров, порядке изменения публичного предложения.
Чтобы согласиться на предложение, необходимо его акцептовать. Акцепт — принятие условий. Только после этого оферта станет договором. Для этого необязательно подписывать документ, акцептом может быть другое действие: оплата товара на сайте или на кассе магазина. Другими словами, оферта + акцепт = договор.
Для принятия оферты не нужно ставить печати, подписывать документы или согласовывать условия сделки. Однако покупатель и продавец после акцепта обязаны выполнить договоренность и не могут от нее отказаться.
Важный момент — если принимающая сторона бездействует, например покупатель не оплачивает выбранный товар на кассе магазина, то условия оферты не принимаются, стороны не заключают договор.
Расторгнуть оферту нельзя. Если клиент принял условия, то соглашение считают заключенным. Его расторгают в порядке, установленном для определенного вида договоров.
Другое дело — если потребитель не акцептовал оферту. Тогда от нее можно отказаться или изменить отдельные условия. Например, касающиеся стоимости продукта.
Семь полезных рекомендаций, которые помогут составить оферту:
Виджеты Calltouch помогут увеличить объем продаж. Настройте окно обратного звонка, умную заявку или мультикнопку, чтобы пользователь смог оставить свои контакты даже в нерабочее время. Программа обработает информацию и передаст ее в ваш колл-центр, а сотрудники оперативно свяжутся с клиентом и доведут его до заключения договора.
Хочу получать интересные новости блога
29 декабря 2022
21 декабря 2022
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных